Выступление главы региона было посвящено реализации в округе механизмов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.
В работе итогового заседания приняли участие первый вице-премьер России Игорь Шувалов, заместителя председателя правительства России Дмитрий Козак, глава Минстроя Михаил Мень, председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин и другие. Дмитрий Козак заметил: «Надежда на то, что «невидимая рука рынка» отрегулирует ЖКХ, не оправдалась». Министерству, по словам Козака, предстоит на постоянной основе решать проблему аварийного жилья, задачу по постоянному контролю хода капремонта многоквартирных домов. Он резко раскритиковал СРО - саморегулируемые организации, которые по его мнению, заняты «мазохизмом»: издеваются друг над другом и занимаются поборами. По словам чиновника, это «нетерпимая ситуация», которую придется менять на законодательном уровне. «Проработайте возможность того, чтобы средства граждан, собранные на капремонт, управлялись по правилам Центрального банка», - обратился Игорь Шувалов к руководству министерства строительства и ЖКХ, выразив недоумение, почему средства на капремонт должны управляться «как-то иначе, чем, например, средства Пенсионного фонда». В сфере капитального ремонта, считает он, важно прозрачное управление деньгами россиян.
Качество и цена коммунальных услуг, подчеркнула губернатор, прямо связаны с эффективностью управления коммунальным комплексом. «С 2014 года мы последовательно занимаемся этой темой с учетом требования законодательства», - сказала она.
Работа эта требует комплексного подхода. Не случайно глава Югры напомнила, как в начале прошлого века в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома, если к ним не провели дороги, и не было освещения. Этот опыт не стоит забывать.
Концессия: от города до села
Движение к комплексному подходу в округе начали с оценки эффективности управления муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ. Из 30 предприятий 9 были признаны неэффективными. В декабре 2014 года утвердили график передачи коммунальных объектов в концессию.
Глава региона подробно рассказала, как в округе работают над развитием концессионной модели, привлечением частных инвестиций, внедрением передовых технологий и управленческих подходов в отрасль.
«Такие проекты реализуются у нас не только в городах, но и в муниципальных районах»,- заметила она.
«Прежде чем заключить концессионное соглашение в Лангепасе, мы увидели, что муниципалитет не индексируя тарифы в течение продолжительного времени, не может выйти на концессию: нет объективной картины состояния дел на предприятии»,- пояснила глава региона.
Для реализации этого проекта думой города приняты решения, связанные с приведением тарифа к уровню, возмещающему обоснованные расходы. Было предусмотрено комплексное решение, с выверенными показателями по энергоэффективности, объему инвестиций, выравниванию тарифов, при этом был надежный партнер, который работает по концессионной схеме в Югре с 2009 года.
В апреле 2016 года, в Лангепасе заключено концессионное соглашение по системам водоснабжения и водоотведения. Одним из значимых факторов стал тот, что партнер имеет хорошие возможности по привлечению кредитных ресурсов, и по обеспечению гарантийных обязательств.
Другой пример – районный. В Советском районе по концессионному соглашению (АО «Сберэнергосервис-Югра») планируется провести реконструкцию шести котельных, две из них на завершающей стадии строительства. С их запуском, потребление газа на выработку тепловой энергии сократится не менее чем на 20%.
«Опыт для нас интересный: в округе свыше 100 муниципалитетов, большинство - с небольшим числом жителей. От того, как заработает проект, будет зависеть, как мы сможем его масштабировать»,- сказала Наталья Комарова.
Когалым: начало начал
Следует отметить, что первым проектом стал Когалым, концессионная модель в котором реализуется с 2009 года (частный инвестор «КонцессКом»). Концессионер за 5 лет заменил почти 14 километров сетей теплоснабжения, что позволило сократить до 30 процентов износ сетей, снизить потери в сетях до уровня ниже нормативного, установил свыше сотни новых индивидуальных тепловых пунктов. «И теперь жители отмечают возросшее качество услуг теплоснабжения,- сказала Наталья Комарова,- За 2015 год фактическое потребление тепловой энергии многоквартирными домами стало ниже нормативного потребления в среднем на 18%, при этом оплата за фактически потребленную тепловую энергию стала в среднем ниже нормативного потребления на 500 руб. в месяц. Замена сетей водоснабжения концессионером в Когалыме привела к 60% сокращению потерь воды в сетях».
Меры поддержки
Какие еще инструменты государственно-частного партнерства используют в Югре?
Как отметила Наталя Комарова, окружная программа развития жилищно-коммунального комплекса предусматривает три формы государственной поддержки: предоставление адресных субсидий концессионеру, софинансирование муниципальных программ, предполагающих модернизацию коммунальных объектов при их передаче в концессию и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
«Мы активно взаимодействуем с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,- сказала она,- подали заявку на оказание финансовой поддержки из федерального бюджета на модернизацию системы водоснабжения одного из городов, 22 апреля эта заявка прошла первый этап защиты в Фонде. Формируем еще две заявки на модернизацию системы теплоснабжения и модернизацию системы водоснабжения. Рассчитываем на их поддержку Фонда».
О барьерах
Тем не менее, на пути реализации этих проектов, как заметила губернатор Югры, остаются барьеры. Ключевой из них связан со значительным объемом финансовых затрат на реконструкцию коммунальных объектов с учетом высокой степенью износа. Как считает глава региона, необходимы «разгонные» инструменты, не несущие дополнительную и неподъемную для граждан, муниципальных и региональных бюджетов нагрузку.
С этим связан еще один вопрос. Сегодня банки, как правило, не рассматривают концессионные объекты в качестве достаточного обеспечения под кредит на его модернизацию. По мнению губернатора, это естественно затрудняет процесс привлечения заемных средств в отрасль. Регионами и муниципалитетами востребовано увеличение участия Фонда в таких проектах «Возможно, есть смысл в формировании структуры, в зоне ответственности которой будет обеспечение гарантийных обязательств по выданным на модернизацию концессионных объектов кредитам?»,- задала вопрос коллегам Наталья Комарова. По ее мнению, главное соблюсти интересы и концессионера, и муниципалитета, и региона. Может быть, следовало бы предусмотреть выпуск облигационных бумаг.
Без финансовых ресурсов, с решением проблем ЖКХ вряд ли кто-нибудь справится. Комарова напомнила, что с подобной ситуацией регионы уже сталкивались, решая проблему дорог. Тогда было принято решение по формированию дорожных фондов с адресным, «окрашенным» использованием налоговых отчислений на строительство дорог. Этот опыт был бы уместен и в сфере ЖКХ.
Кроме того, государством должны быть определены критерии, по которым соглашение между государством и частным партнером считалось бы справедливым.
Поддерживая усилия министерства в области развития ЖКХ, Наталья Комарова предложила для обкатки новых технологий использовать региональные площадки. «Мы уверены: здесь нужны нестандартные подходы», - заключила губернатор Югры.
Участники заседания согласились с Натальей Комаровой: прежние подходы в такой чувствительной сфере как ЖКХ уже не работают, время требует новаций.
Опубликованных комментариев пока нет.