×
Общество
0

Журналистам «Новостей Югры» показали, как экологично на новом заводе готовят асфальтобетонную смесь

Корреспонденты из Ханты-Мансийска побывали на асфальтобетонном заводе. Вместе с представителями СМИ туда выехала комиссия – заказчик, подрядчик и общественники. Они убедились, что завод готов к дорожной компании 2021 года.

Прицел на экологичность

Еще два года назад в окружной столице работал старый асфальтобетонный завод, он периодически давал сбои, случались форс-мажоры в работе. Летом 2019 года построили новую установку, полностью автоматизированную, она работает с высокой точностью, а ее мощности настолько велики, что позволяют выпускать 120 тонн асфальтобетонной смеси в час. Это стало возможным благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги».

– На этом современном оборудовании более качественный продукт получается за короткий период времени, – пояснил начальник отдела качества компании «Северавтодор» Олег Рудницкий.

На старом заводе работал 40 человек, теперь достаточно всего 15. Уникальность этого завода в высокоточной системе дозирования материалов, которые используют для приготовления асфальтобетонной смеси. Еще одна особенность – экологичность. У оборудования есть система очистки воздуха. Выбросы в окружающую среду минимальны за счет работы установки на природном, полностью сжигаемом газе и системе пыле уловления выбросов. Она состоит из 500 ячеек-сот, в которые оседают эти выбросы.

Кстати, завод возвели в очень удачном с точки зрения географии месте – у реки. Это сокращает транспортные расходы. Ведь доставляют материалы на установку именно по воде.

Для приготовления смеси каменные материалы – щебень, отсев дробления каменных пород или природный песок подаются погрузчиком в бункер-накопитель, затем по транспортерной ленте они поступают в барабан, где происходит их сушка и нагрев до нужной температуры.

Далее по элеватору материалы попадают на рассев по фракциям на четыре сита-грохоты, где их рассевают и складируют в горячие бункера. Перед подачей в смеситель их взвешивают. Параллельно этому процессу происходит подача добавки для стабилизации вяжущего, если это требуется, через весы в смеситель поступает минеральный порошок.

Когда в смеситель поступили необходимые по рецепту объемы материалов, начинается сухое перемешивание. Оно длится от 4 до 10 секунд. Затем вводят вяжущее – нефтяной дорожный битум или полимерный вяжущий. Мокрое перемешивание продолжается от 18 до 27 секунд после чего смесь поступает в бункер для хранения горячей смеси или сразу в кузов автосамосвала.

Проверка на плотность

После этого асфальтобетонная смесь проходит лабораторный контроль. В первую очередь проверяют температуру. Специалисты будут пробу, чтобы проверить смесь на соответствие нормам и рецепту.

– Когда к нам приходит щебень, мы проводим над ним разные испытания. Например, замеряем температуру в кузове, она должна быть в среднем 145-155 градусов, – рассказала инженер-лаборант Екатерина Шаройко. – Мы делаем отбор пробы и проверяем ее плотность, как смесь поведет себя при разных температурах – при 0, 20 и 50 градусах, держим в воде, потом даем на нагрузку и проверяем, сколько выдержит. Все это нужно для того, чтобы проверить, насколько качественной получилась смесь. Если она соответствует гостам и нормативам – можно использовать. Кроме того, мы исследуем битум, минеральный порошок и другие материалы, которые есть в составе смеси.

Северный износ

Компания «Северавтодор» использует современное лабораторное оборудование даже на стадии подбора рецепта. Благодаря этому дорожное покрытие служит долго даже в суровом югорском климате.

Рецепт смеси зависит от участка дороги, в котором ее будут использовать: насколько она загруженная, какова интенсивность и плотность потока машин, проезжает ли по нему грузовой транспорт. Так, дороги, отремонтированные смесью нового завода должны прослужить водителям нашего региона до 15 лет.

Кстати, в автономном округе особые, более жесткие требования к строительству дорог и изготовлению смеси по сравнению с другими регионами нашей страны. Это связано с особенно долгой зимой.

– У нас зима длится примерно шесть месяцев. Нужно, чтобы асфальтобетонное покрытие выдерживало низкие температуры. К тому же когда всю ночь идет снег, а утром из-за плюсовой температуры он начинает таять, вода тоже негативно влияет на дорожное покрытие, – рассказал представитель центральной лаборатории управления автомобильных дорог Антон Шаройко.

Специалист рассказал, что среди его рабочих задач – контроль качества смеси и ее состава. Причем не только на этапе приготовления, но и на уже готовом дорожном покрытии.

– Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» мы внедряем в производство новые технологии. Например, между слоями асфальтобетонной смеси прокладываем геосетку, чтобы не появлялись трещины, а на стыках укладываем битумные ленты, – рассказал о тонкостях работы Антон.

Завышенные требования

Если дорожное покрытие выйдет из строя раньше положенного срока, то компания будет их ремонтировать за свой счет. Гарантийный срок – пять лет. Поэтому работникам выгодно сделать не только качественно и безопасно, но еще и чтобы покрытие прослужило как можно дольше.

– На сегодняшний день есть много факторов из-за которых дорожное покрытие быстро изнашивается. Например, интенсивность движения, качество асфальтобетонной смеси, ее качество приготовления и укладки. Влияет и наши погодные условия. Мы живем в условиях, приравненных к крайнему Северу и нельзя не обращать внимания на климатические особенности. При составлении рецепта смесей к нам предъявляют повышенные требования по сравнению с другими регионами России. От нас изначально требуют более качественные исходные материалы, чем в южных краях, – подчеркнул Олег Рудницкий.

Задача общественников – донести до югорчан, насколько югорские дорожники сегодня готовы к выполнению требований национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Активисты надеются, что их как можно чаще будут привлекать на подобные мероприятия.

– Сегодня нам показали новую асфальтосмесительную установку. Нас заверили: технологии соответствуют высоким стандартам, что особенно приятно – экологическим, – заметил общественник Руслан Ханнанов. – И мы, жители округа, автомобилисты, надеемся, что эти технологии обеспечат долгую безремонтную эксплуатацию автодорог. Это серьезная экономия бюджетных средств, дорожного фонда. И эти деньги могут пойти на ремонт, реконструкцию и строительство других дорожных объектов округа.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии