Публикация журналистов «Новостей Югры» стала зацепкой в поиске Светланы Сайфутдиновой. Женщина числилась без вести пропавшей с начала 2020 года. К ханты-мансийским волонтерам за помощью обратилась ее мать. А они уже связались с коллегами из Сургута. Единственной ориентировкой для добровольцев стал материал в газете, в котором говорилось, что Светлана ищет работу и живет в поселке Солнечном при храме Александра Невского.
Всей Югрой
Сразу начнем с хорошей новости – это история со счастливым концом. Началась она в 2020 году, а завершилась только в 2021-м. Не каждый поиск оканчивается счастливой ориентировкой «Найден. Жив!» Поэтому такие финалы особенно ценны. Пропавшую без вести женщину искали около года практически все добровольческие отряды Югры. Они объединились под эгидой Гуманитарного корпуса. На связи были Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нягань. Сотни людей за километры друг от друга работали как единое целое. У каждого коллектива была своя задача.
– Какую-то часть поиска делала Нягань, какую-то – Сургут, какую-то – Нижневартовск. Это огромный мозговой штурм, который привел к конкретному результату. Каждый отряд отвечал за что-то свое, и плюс помог общий мозговой штурм. Вот так в итоге человека и нашли, – рассказывает председатель Гуманитарного добровольческого корпуса Эдуард Логинов.
Зацепка в газете
Поиск Светланы Сайфутдиновой длился уже несколько месяцев, но волонтерам никак не удавалось найти зацепку. К ним с просьбой о помощи обратилась мама пропавшей югорчанки. Опросы, мониторинг социальных сетей, звонки не давали результатов, пока в «Новостях Югры» случайно не появилась информация о Светлане Сайфутдиновой. Женщина попросила у редакции помощи.
«Уважаемая редакция, пишет вам гражданка России из поселка Кондинского Светлана Павловна Сайфутдинова. Сейчас проживаю в поселке Солнечном Сургутского района при храме Александра Невского. Я уже не раз обращалась в сургутский центр занятости, чтобы меня поставили на учет. Пусть даже не будет выплаты, лишь бы помогли найти хоть какую-нибудь работу. Доходит до смешного – нет денег на дорогу до города, чтобы встать на учет по безработице», – написала югорчанка журналистам.
Добровольцы из Ханты-Мансийска увидели этот материал и связались с сургутским отрядом Гумкорпуса. Местные волонтеры сначала попытались дозвониться до храма в Солнечном, но безуспешно. Было решено выезжать на место.
– Чтобы узнать хоть какую-то информацию о пропавшей, мне пришлось съездить в поселок. Застать Светлану на месте уже не удалось. Но я поговорила со служителями храма и узнала, что она уехала со знакомой во Владимирскую область. Мне сказали имя этой подруги. Мы долго думали, как ее отыскать, в итоге стали мониторить социальные сети и нашли. Так с женщиной удалось связаться, – говорит доброволец Мария Гаджилова. – Мы какое-то время с ней переписывались, потому что мне нужно было объяснить, кто я и зачем ищу этого человека. Рассказала, что мы волонтеры и что Светлану Павловну ищет мама.
Найдена. Жива!
От подруги добровольцы узнали, что пропавшая югорчанка живет при одном из монастырей во Владимирской области, так к ним попали контакты настоятельницы. Связаться с матушкой тоже оказалось непросто: она не брала трубку. Добровольцы предположили, что всему виной расписание монастырских служб и разница в часовых поясах.
– В итоге мы решили написать настоятельнице в «Ватсап». Подробно описали ситуацию, рассказали, кто мы и зачем ей пишем. Нам не сразу поверили, что ищем человека не ради какой-то личной выгоды, а чтобы помочь от чистого сердца. На это общение ушло какое-то время, но самое главное, что у нас все получилось!
По каким причинам изначально пропала дочь, добровольцы из этических соображений не выясняют. Есть негласное правило: если человек захочет, то расскажет сам. А даже если и расскажет, волонтеры сохраняют эту информацию, как врачебную тайну.
– Главное, что нам удалось восстановить связь родственников и дочь созвонилась с матерью. А мы смогли написать: «Найдена. Жива!» Большое спасибо всем, кто помогал! Не теряйте надежду – ищите, ведь всегда может произойти чудо, – заявляют добровольцы.
Неравнодушные сердца
Подобные поиски связаны с большими интеллектуальными затратами. Волонтеры говорят, что иногда достаточно расклеить листовки с ориентировкой в каком-то месте. Быстро находятся свидетели, а позже – и сам человек. Бывает, ориентировка висит годами – и ни одной зацепки.
Конечно, порой добровольцы выезжают на поиск пропавших в леса и поля. Но это не единственный их род деятельности. Вообще, поиск – целый комплекс работы: телефонные звонки, выезды, аналитические действия, которые приводят к ориентировке «Найден. Жив!»
– Доброволец – это состояние души, – уверена Маша. – Если есть большое желание помочь, то нет равнодушия. Тогда все получается. Особенно когда работаешь в команде с людьми.
Тот случай, когда одна голова хорошо, а много – лучше. В Гуманитарном корпусе таких голов много. Точнее, неравнодушных сердец. Когда нужно найти человека, добровольческие отряды объединяются и действуют сообща.
– Люди вместе продумывают каждый шаг. Если человек не найден в Югре, значит он куда-то мог уехать. Добровольцы размышляют, анализируют жизнь этого человека, общаются с родственниками, чтобы понять, какие вообще мысли у были у пропавшего в последнее время. Там целый комплекс вопросов и действий. Добровольцы встречаются с соседями, разговаривают по телефону со всем окружением пропавшего. Это огромная, масштабная работа, которая проводится как раз в помощь органам внутренних дел. Ведь, при всем уважении к МВД, их кадровый состав ограничен, и они физически не могут выполнить весь объем запросов, – говорит Эдуард Логинов.
Гуманитарный корпус Югры создан как раз для таких целей – помогать людям, помочь которым не успевают другие официальные структуры. В год пандемии добровольцы выручают не только югорчан. Оказывали помощь даже жителям Башкирии и Дальнего Востока, потому что, когда беда, не делят на своих и чужих. Гумкорпус стремится выручать всех попавших в трудную жизненную ситуацию.
– Очень важна консолидация гражданского общества в помощи ближнему. Нас, гражданского общества, очень много, и найти своего соседа – пожилую женщину из соседнего двора – это долг каждого из нас. Мы должны постараться сделать что-то для других. Особенно если есть свободная минутка, – продолжает Логинов. – Почему бы это не сделать и не спасти, возможно, жизнь этой бабушки, которая находится на самоизоляции? Ведь многие люди страдают от этого. Представьте, человек находится постоянно сам с собой. К нам поступают заявки, например, что нужно с бабушкой или дедушкой погулять. Просто пообщаться. Общение сегодня очень нужно.
За этот год добровольцы Гуманитарного корпуса обработали более 40 тысяч заявок. Подчеркну, им за это не платят. Это от души и исключительно по доброй воле. Доставка продуктов и лекарств, такси, сопровождение к врачам, поиск пропавших и самые разные необычные просьбы – до помощи организовать онлайн-вечеринку для пенсионеров. А летом добровольцы участвовали в тушении лесных пожаров.
– Пока, что касается просьб о помощи в связи с пандемией, мы в Югре это полностью берем на себя. А для тушения пожаров этим летом добровольцы и поисковики объединялись, проходили обучение и выезжали на очаги возгорания. Это довольно экстремальный вид добровольчества, – поясняют в Гуманитарном корпусе.
«Сеть» добровольцев корпуса постепенно расширяется. Недавно представительство открылось в Тюмени. Теперь югорчане обучают коллег поисковой деятельности, чтобы «Найден. Жив!» и другие добрые новости чаще звучали не только в Югре, но и в соседних регионах России.
Опубликованных комментариев пока нет.