×
Блоги

Объект 225 ГТС

На объект 225 ГТС надо свозить всех жителей бывших советских республик, американцев и европейцев, чтобы они увидели главное, что надо знать о СССР. К сожалению, этот объект не носит какого-то яркого символичного названия типа "Гавань смерти" или "Последний причал". Но, почему-то от этого типично советского названия это место только становиться более жутким. Подводная база подводных лодок в Балаклаве создана была только для одного - чтобы пережить атомную бомбардировку и выполнить последнее боевое задание - нанести ответный удар. Экскурсия по объекту безусловно поразила. Как в премиальной машине все создано для комфорта и безопасности пассажиров, так в этой базе все создано для сохранения боевой готовности и выполнения боевого задания. Причём некоторые вещи вообще поражают, но обо всем по порядку. 

4urxvinzydo.jpg

Возникла идея строительства базы в 1945 году, после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Сталиным была поставлена задача о строительстве защитных сооружений, способных выдержать атомную бомбардировку. Берия, который в то время курировал ядерный проект, выбрал подходящее. В 1953 году в скале в Балаклавской бухте началось строительство. Вели его как военные так и гражданские, причём было несколько метростроевских отрядов. Связано это было с тем, что когда в 1954 году на объект приехал Хрущев он разошёлся с ором на военных за их медлительность и сказал, что отдаст объект виноделам. А военные призвали на помощь метростроевцев из Киева, Харькова и Тбилиси. В итоге в скале создан целый подземный город со сквозным 150 метровым проходом для подводных лодок. Первая из них вошла сюда в 1961 году. Все водные входы блокируются ботопортами. Со стороны бухты он достигает 150 тонн. Объект мог выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 килотонн. К примеру на Хиросиму упала бомба мощность 23 килотонны. Но не только выдержать, а сохранить работоспособность и возможность для спасения и работы 3000 человек в течение 30 суток. Как же это достигалось? 

br1dpadul8u.jpg

Уже сказано выше про ботопорты. Но они только один из элементов защиты объекта. Несколько стальных прорезиненных металлических ворот с герметичным закрыванием. Стратегические помещения арсенала и командного пункта имели несколько уровней защиты. Одним из ключевых были повороты на 30 градусов тоннелей с неровными стенами. Сделано это было специально, чтобы погасить взрывную волну, идущую к сердцу объекта. Много есть очень выверенного и продуманного для работы в этом объекте. Например, в арсенале, где проходила сборка ракет с ядерными боеголовками стены и потолок облицованы звукопоглощающим шифером. По всему объекту как в пещере при работе достаточно шумно и раздаётся эхо. Здесь это надо было исключить, чтобы люди не перепутали команды и закрыть информацию о работе. Внутри тоннелей нанесена специальная разметка для гражданских. Я был на заводе Шлюмберже, так там каждый рабочий ходит по своему маршруту нанесённому на пол. Тут аналогичная история. В тоннеле нанесены были белые линии, наверное, 40 сантиметров от стен, за которые гражданским лицам заходить запрещалось. По центру передвигались бесшумные электрокары с материалами и запчастями для подводных лодок. Электрокары, Карл! В Советском Союзе десятки лет назад! 

g8j4qjf_29o.jpg

Ядерные боеголовки содержались в арсенале где температура была постоянной на уровне 15 градусов Цельсия. Их перевозили на специальных вагонетках чрезвычайно лёгких, обработанных по краям цинком. Даже если бы она столкнулась с другой или со стеной она бы никогда не дала искру. 

ib1fk04kgdg.jpg

Был здесь и уникальный барометр, показывающий уровень влажности на основе человеческого волоса. Как пояснила экскурсовод - чем выше влажность, тем волосы стараются завиться. И это при том, что в скале была создана автономная система кондиционирования и вентиляции. В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

jhol_ggbe3m.jpg

Напомню, это 1961 год. В этом году Гагарин полетел в космос, что стало всеобщим технологическим чудом. А вот эта база запущенная в том же году была рассекречена только в 1995 году. Гагарин после спуска с подводниками сказал, что лучше ещё 10 раз слетает в космос, чем ещё раз погрузиться на дно. Такой вот неравнозначный по оценке, но не объёму труд двух героических команд - космической и подводной. 

njuzes3p4ha.jpg

"В этой подводной базе могло находиться до 12 подводных лодок. После того как по нашей стране был бы нанесён атомный удар, база переходила в автономный режим, чтобы подводники могли выполнить своё последнее боевое задание - нанести ответный удар по противнику", - после этих слов экскурсовода кто-то переговаривался: "вот ведь страна была, не то что сейчас". Лично мне стало жутко. 12 лодок выходящих в море с ядерными боеголовками. Один только их ответный мог создать ядерную ночь на земле на десятилетия. О чем бы думали они в этот момент, выполняя свой последний долг. Дрогнула бы у кого-то из капитанов рука нажать на "пуск"? Думаю, что нет. Иначе, соблазн разбомбить СССР давно был бы реализован. Не будь таких, даже хорошо замаскированных, но наверняка известных противнику объектах. И хотя в период холодной войны ядерная угроза как никогда была близка, с другой стороны мир был более стабильным и предсказуемым, чем теперь. Благодаря тем, кто строил такие уникальные объекты, тем, кто вкладывал в них свой ум и талант, кто нёс свою вахту или просто ходил на подземный завод как на работу. Сложно понять мировоззрение той эпохи не побывав на таком объекте, где все было подчинено высшей цели - защите страны и ее идеалов. 

-osxmr5csiu.jpg

Что же случилось с базой после. Все просто. Лодки стали больше. В эту базу они уже не входят. В 1994 году базу покинули военные и ее попросту разграбили. Вытащили все ценные металлы. С 2014 года здесь российский музей фортификационных сооружений. Работники шаг за шагом воссоздают интерьеры, дополняют его своими фантазиями или тематическими экспозициями. Например, можно послушать шум работы завода или приказ остановиться. Экскурсоводы до сих пор не говорят слово "Россия", заменяя его на "наша страна" в продолжение своего повествования об истории базы. Для них, бывших жителей закрытого советского города до сих не стерлась грань между прошлым и настоящим. Особенно это почувствовалось на экспозиции посвящённой "трагической странице нашей страны - подлодке "Курск". На ней служило 18 севастопольцев..."

xgilm90eweq.jpg

P.S. Когда лодка входила в док, из него спускали воду. Большое количество рыбы оставалось на дне. Работники собирали и коптили ее. Появлялся ароматный дымок, по которому можно было понять, что очередное судно поставили на ремонт.

xie8n2uvdqq.jpg

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии