19.03.2015

История одного народа. В Сургутском музыкально-драматическом театре – новая премьера

Чего мы ждали от спектакля по пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль»? Старую-добрую комедию о борьбе невежества и просвещения? Или – еще хуже – движущиеся иллюстрации к учебнику и навязчивую мораль в финале? Такое можно было бы ожидать, но от какого-то другого режиссера, в другом театре и в другом городе.

За что я люблю спектакли Владимира Матийченко? За смелые решения, нетривиальный подход к тексту любой сложности, буйство фантазии, чувство меры и вкуса, за интеллектуальность и режиссерское умение вовлечь в свою игру, – само собой. Обо всем этом уже говорилось много раз и до меня. Но та смесь нетерпения и драйва, с которой ожидается каждый его спектакль, сравнима только с ощущением, что испытываешь за секунду до прыжка с вышки. Если этот режиссер берется за что-то привычное, знакомое с детства всем и каждому, то обязательно удивит и потрясет, сломает шаблоны. Не стал исключением спектакль-памфлет «Чудо в перьях». В нем зритель найдет все. Кроме одного – предсказуемости.

«Чудо в перьях» – это удивительный сплав классического текста, не претерпевшей никаких изменений сюжетной линии, ярких комических моментов и невеселых размышлений, аллюзий и сценических метафор, различных эпох и культур. Вновь Владимир Матийченко создал эпическое полотно, на сей раз посвященное самой русской истории. Впрочем, любители просто яркого, причудливого зрелища тоже не останутся в накладе. Многофункциональные декорации и эффектные костюмы художника Дмитрия Дробышева (г. Москва), прекрасно выстроенные массовые сцены – те самые пазлы, что создают по-настоящему запоминающуюся визуальную часть сценической картины. Движущиеся по кругу деревянные фигуры кажутся то носами петровских кораблей, то некими ангелами, то теми самыми «вихрями враждебными».

В спектакле три акта. Каждый из них являет и определенный тип служения государству,  и  тот или иной лик тирании. Из некоего то ли Эдема, то ли просто языческой Руси герои и зритель переносятся в эпоху Петра I, затем в Советский Союз, а после – в средневековую Японию. Взаимоотношения человека и государства, человек и служение – вот основная тема «Недоросля». Но если в фонвизинской пьесе все предельно однозначно, то в интерпретации режиссера Матийченко отнюдь не случайно образцовый гражданин Стародум и поражает сходством с умелым кукловодом, и даже принимает обличье Сталина. Превращения происходят прямо на глазах у зрителей.  Молодой, но безусловно даровитый актер Антон Шварц перевоплощается из юноши в старика, а из доброго, прямодушного и побитого жизнью идеалиста в самого настоящего диктатора.

    Госпожа Простакова в исполнении Юлии Уткиной – персонаж еще более многоликий. Здесь она не примитивно-жадная, грубая и невежественная «кухарка во дворянстве», а, напротив, истинная аристократка. Кокетка в розовом платье и высоком парике, обаятельная интриганка, по-житейски умная и коварная женщина, для которой неумение читать и незнание географии вовсе не непростительные промахи, а… сословные привилегии. В самом деле, для чтения-письма есть секретари, для ориентирования на местности –  извозчики. А со своими собственными обязанностями здешняя Простакова справляется как должно. И даже более того. Супруг героини (в его роли Илья Бобовский), в свою очередь, не бесцветное и бессловесное существо, а романтик до мозга костей. Красивый, постоянно поющий, любящий жену и сына, но абсолютно оторванный от реальности и всегда витающий в облаках. Неудивительно, что при таком муже хрупкая госпожа Простакова была вынуждена научиться и с ласковой улыбкой всеми помыкать, никому не давая спуску, и за топор при необходимости браться.

Что же касается Софьи (Ирина Зайцева) и Милона (Мурат Шыхшабеков), то они неспроста очень напоминают чету Простаковых «в миниатюре»: целеустремленная, хваткая, умеющая «терзать шуткою» приземленно-умная девушка и картинный романтик-певун. Их заматерение и превращение в абсолютные копии заклятых недругов – лишь вопрос времени.

А что же Митрофанушка (Евгений Ляшев)? Он здесь совершенно не при делах. Наивное, невоздержанное, инфантильное, прожорливое дитя «ни в мать, ни в отца». Но  отнюдь не так, чтобы уж очень избалованное и совсем даже не отвратительное. Он – и продукт системы детской вседозволенности, и ее жертва. Скорее всего, лет через пятнадцать из него  получится кто-то уровня Правдина (интересная актерская работа Сергея Дороженко), этого истого слуги государства, которому одинаково к лицу и самурайское кимоно, и облик Петра I.

Вообще, в этом спектакле каждый персонаж проходит свой собственный путь.   Неважно, от утонченной Миледи до суховатой советской интеллигентки и бесстрастной, покорной своей участи японской хозяйки или от грубого, бесцеремонного солдафона Скотинина до хитрого, непотопляемого приспособленца. Так и хочется воскликнуть, перефразируя крылатую фразу из творчества Грибоедова: «Скотинины блаженствуют на свете!» Актер Дмитрий Кожин показал своего героя во всех эпохах и обстоятельствах весьма правдоподобно и убедительно. В каждом из воплощений Скотинина оставалась и частица его-прежнего, и в то же время он умело мимикрировал, менялся. Достойный брат своей сестры, госпожи Простаковой. 

Фантазия режиссера превратила второстепенного персонажа Тришку (роль исполняет Павел Касьян) и внесценическую Палашу (в ее роли Анна Махрина) в не просто значимые, а ключевые для понимания сути происходящего фигуры. Это и Адам и Ева в первозданном раю, и приниженные диктатом солдатчины и религии мужское и женское начала, и персонификация народа, - низведенного до животного уровня, но все-таки живого.  Эффектный, будоражащий, пронзительный финал не запутывает происходящее, а, напротив, все ставит на свои места, проясняет режиссерский замысел окончательно. Те зрители, что не испугались продолжительности действа, оказались просто вознаграждены. "Чудо в перьях" - это не тот спектакль, о котором можно составить полное и верное впечатление, не дождавшись заключительного аккорда.

Так о чем же «Чудо в перьях»? О государстве, о человеке, о выборе, обо всех нас. Здесь и ироническое осмысление, и символическое отображение основных вех российской истории, и поиски ответа на непростой вопрос «государство должно служить человеку или человек – государству?». Это – качественный, умный, глубокий и в хорошем смысле «взрывающий» сознание спектакль. Тот случай, когда лучше все увидеть и понять самому.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Типографии ИДНЮ
Опрос

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?
«Производство продуктов питания»
57% (24 голоса)
«Информационные технологии для бизнеса»
24% (10 голосов)
«Франчайзинг»
10% (4 голоса)
«Lifestyle — сервисы и услуги»
10% (4 голоса)
Всего голосов: 42

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.