16.03.2016

Борьба с коррупцией, расточительством, обеспечение открытости власти, эффективности бюджетных расходов

В ближайшее время участники предварительного голосования партии «Единая Россия» проведут дебаты по пяти основным темам. Темы дебатов определяются региональными оргкомитетами, но обязательными являются пять федеральных тем: борьба с коррупцией и расточительством, сбережение нации (образование, здравоохранение и социальная политика), экономическая и промышленная политика, развитие сельского хозяйства и качество повседневной жизни.

На мой взгляд, на дебатах главной темой станет борьба с коррупцией. В последнее время под видом борьбы с коррупцией иностранные государства вмешиваются во внутреннюю политику и разрушают систему государственной власти ряда государств. Все так называемые «цветные революции» начинались с лозунгов борьбы с коррупцией. За примерами далеко ходить не надо: страны Ближнего Востока и Украина.

По итогам данных вмешательств мир получил гражданские войны, беженцев, ухудшение качества жизни населения, угрозу распространения международного терроризма.

Вместе с тем, борьба с коррупцией в России необходима. К основным последствиям можно отнести: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери времени из-за чинимых препятствий; разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; рост социального неравенства; ущерб политической легитимности власти.

Существуют разные определения коррупции, но всегда нужно понимать, что речь идет о преступлении, о преступном поведении.

В Российской Федерации к основным сферам деятельности, которые подвержены коррупции относятся1:

таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений;

автоинспекции: отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;

налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; контроль за соблюдением условий лицензирования;

получение кредитов;

конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;

строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

поступление в государственные высшие учебные заведения;

поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения.

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 2015 году2 рассмотрено 416 сообщений по противодействию коррупции, по результатам их рассмотрения возбуждено 215 уголовных дел коррупционной направленности. Направлением в суд завершено расследование 91 уголовное дело в отношении 95 лиц, которым предъявлены обвинения в совершении 259 коррупционных преступлений.

Президент РФ Владимир Путин в своей статье «Демократия и качество государства» писал: «Разговоры о коррупции в России банальны. Есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий — борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности. Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И еще каким. Мало никому не покажется. Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией3.

Международная конвенция по борьбе с коррупцией появилась в мире относительно недавно, только в 2003 году. Россия ратифицировала эту конвенцию в 2006 году.

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году, где коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки. А также злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

К основным принципам противодействия коррупции относятся:

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

В настоящее время депутаты Государственной Думы предложили дополнить Уголовный кодекс новой статьей 164.1, согласно которой за хищение денег должностным лицом заказчика, поставщика, субподрядчика и соисполнителя госзаказа будут наказывать одинаково — штрафом от 500 тыс. до 1 млн руб. с лишением права занимать свои должности на срок до пяти лет; пятилетними принудительными работами или тюремным сроком до шести лет с 500-тысячным штрафом и пятилетним запретом занимать свои должности.

За хищения в особо крупном размере (свыше 6 млн руб.) или при исполнении контракта по гособоронзаказу будет грозить от семи до 20 лет колонии со штрафом 3–5 млн руб. и запрет занимать определенные должности на срок до 20 лет, следует из проекта.

Сейчас за это грозит наказание по ст.160 УК «Присвоение или растрата» с максимальными санкциями — до десяти лет лишения свободы и до 1 млн руб. в виде штрафа4.

Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента по итогам его послания Федеральному собранию в декабре 2014 года.

Владимир Путин в своем послании сказал: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ, и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма.5».

В настоящее время введен запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Это государственные служащие, главы муниципальных образований, ряд должностей в государственных компаниях, депутаты муниципальных образований и т.д., а также их супруги и несовершеннолетние дети.

Также для ряда должностей предусмотрена обязанность по декларированию доходов и расходов, в том числе на супругу и несовершеннолетних детей. Невыполнение вышеуказанных требований и обязанностей, а также предоставление неполных или недостоверных сведений являются правонарушением, которое влекут освобождение от замещаемой должности. Предусмотрена ответственность за невыполнение требований по урегулированию конфликта интересов, при котором личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

По моему мнению, необходимо дополнить главу 15.1 «Конфискация имущества» Уголовного кодекса РФ, а именно перечень статей по которым на основании обвинительного приговора производится принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений. Статьями 160 УК РФ «Присвоение и растрата» и предлагаемой к принятию статьей 164.1 «Хищение денег должностным лицом заказчика, поставщика, субподрядчика и соисполнителя госзаказа». Причем предлагаю распространить действие данной нормы на деньги, ценности и иное имущество обвиняемого и его ближайших родственников, если в судебном порядке будет доказано, что они получены в результате совершения преступлений.

Подводя итог, отмечу, что для решения поставленных задач (борьбы с коррупцией, расточительством, обеспечение открытости власти, эффективности бюджетных расходов) ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики. Безусловно, в этом направлении необходимо еще многое сделать, но это должна быть плановая и системная работа.

В последнее время активизированы общественные институты и механизмы: общественные советы по противодействию коррупции, созданные при Президенте РФ, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, на базе федеральной и региональных Общественных палат, Общероссийского народного фронта.

В тоже время борьба с коррупцией предполагает участие каждого гражданина и осознание ответственности за будущее своей страны.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Комментарии

Все деньги, ценности и имущество служащих и депутатов, приобретенные незаконным путем, сверх задекламированных доходов, немедленно конфисковывать, исключая право дальнейшей работы в национальных интересах. Строго различать индивидуальные и национальные мотивы ( осознанные потребности) служения Отечеству.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.