Кандидат исторических наук
05.08.2014

Нужна ли нам «толерантность»?

Проживая на одном месте в течение длительного времени, возможно несколькими поколениями, у людей, как у любой биологической группы, формируются особенности под влиянием природных и социологических факторов, формируется определённый стиль поведения, определённый культурологический тип. Если в местности проживают различные национальности, то формируется не только определённый культурологический тип поведения внутри национальности, но складываются определённые межнациональные отношения. Воспроизводя в своих потомках тот же культурологический тип самосознания, люди тем самым поддерживают устоявшиеся взаимоотношения, поддерживают определенный баланс. Что выражается в устоявшихся этнических взаимоотношениях, в мире и спокойствии, в конце концов, на данной территории.

В ходе естественных процессов, количественное соотношение различных народов на территории меняется, начинает изменяться быт, обычаи, мораль и т.д. И если эти процессы происходят быстро, не учитывая местной специфики, то нередко они приводят к конфликтам на межнациональной почве. Поскольку окружение этноса меняется быстро, привнося в окружающую жизнь народа новые, непонятные обычаи, новую мораль, новые способы действия в окружающем мире.  И если и появляется у народа нормальное, естественное желание, противостоять непонятному, быстрому и агрессивному изменению – его тут же обвиняют в не «толерантности», обрубая даже слабые возможности для диалога.

Процесс этот необратим, он начался с первого дня существования первого этноса и закончится с последним днём существования последнего этноса. Остановить процессы смены количественного соотношения этносов практически невозможно, да и не нужно. Тем более это не возможно сделать, когда в стране одни этносы находятся на стадии территориальной экспансии, а другие нет. Да и для развития государства, его экономики, мобильность населения крайне важна.

В качестве решения неизбежных этнических конфликтов нам предлагается понятие «толерантности», «мультикультурализма». Как терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций и религий. Несмотря на серьезные пропагандистские акции по популяризации данного термина, данной системы ценностей, данной модели поведения, не находит она отклика на постсоветском пространстве, да и во всём мире. Мы являемся свидетелями резкого обострения этнических конфликтов по всей планете, результаты последних выборов (2014г.) в Европарламент, где правые националистически настроенные партии, становятся всё более популярными, говорят, что и Европу не обошло это явление.

Происходит это по той причине, что логика «толерантности и мультикультурализма» порочна. Поскольку считается достаточным заставить людей думать «толерантно» по отношению к приезжим и на одной территории могут бесконфликтно, не влияя друг на друга, ужиться различные этнические общности с достаточной людской опорой, с достаточным количеством людей, чтобы воспроизводить своё самосознание. Практика показывает, что это не возможно.

«Толерантность» прекрасное понятие, полностью соответствует гуманистическим ценностям человечества, но скажите, почему мы все априори решили, что толерантность — это «отношение местных к приезжим», почему люди с устоявшимися взаимоотношениями, с устоявшимися традициями, должны меняться, не по собственному желанию? В самом понятии «толерантность» не указывается, не звучит, в каком направлении эта «толерантность» должна проистекать.

Глубоко убеждён, что «толерантность» должна трактоваться как терпимость и уважение приезжих к тем людям, которые проживают на данной местности, к тем нормам и обычаям, сложившимся в данной местности и не как не наоборот. Это так же не одновременное движение навстречу друг другу, поскольку для этого должны быть психологические предпосылки, а они не всегда есть, они не всегда реализуемы.

Иммигрант (внутренний, внешний) желает жить в выбранном им месте, пользоваться инфраструктурой и благами данной местности, но к сожалению, из-за неверно истолкованного термина «толерантность» требует к себе особого отношения. Но ведь вполне логично, что приезжающий пытается встроиться в сложившуюся систему, ему это нужно, а не местному населению. Поэтому местное население вправе требовать уважение к своей культуре, к своему образу жизни, не желающие принимать сложившиеся взаимоотношения, встраиваться в сложившуюся систему, являются источником потенциальных конфликтов. Поскольку человек не принимает устоявшихся правил, а переносит свои, пытается жить по ним (возникают «Чайна тауны», не только на карте, но и в мыслях), и искренне не понимает, от чего возникают частые конфликты, и объяснения им часто видит не в собственном нежелании встраиваться в устоявшуюся систему, а в национализме окружающих, в их не «толерантности». Это относится ко всем мигрантам, внутренним, внешним из Средней Азии, внешним из Европы и т.д., а это в свою очередь вызывает ответную реакцию, ну и т.д. Приходя в гости, я не заставляю хозяина жить по своим меркам, тем более переезжая жить к нему навсегда.

Мы не пытаемся делить людей по национальному или религиозному признаку. Если мы говорим не о каких-то базовых культурных вещах для существования какой-либо национальности, а о способе существования в данном социуме, в данном регионе, о способах коммуникации, на данной территории, то здесь граница пролегает не по разрезу глаз, не по имени бога, а по отношению к окружению (природе, людям, инфраструктуре, власти, способам действий и т.д.), а это чаще всего характеризуется тем насколько человек встроился в сложившуюся систему взаимоотношений, насколько он считает её своей. Применительно к Сургуту и Сургутскому району, на данный момент мы можем однозначно говорить о том, что граница, не понимания друг друга, пролегает не по национальному признаку, а именно по встроенности в сложившуюся систему, проще говоря, приезжий – местный. Деление населения на коренных, старожилов и новосёлов не является новшеством в этнологии, достаточно часто и с успехом, использовали его дореволюционные учёные.

«Толерантность» в современном понимании, как идея достижения этноконфессионального мира, направленная на уважение местного населения к мигрантам, полностью дискредитировала себя. А если мы начнём понимать и реализовывать «толерантность», в первую очередь как уважение приезжих к местным жителям, то как будут развиваться события?

Нет необходимости гадать, до появления различных теорий «толерантности» и «мультикультурализма», приезжий, какой бы национальности и религии он не был, относился с уважением к сложившимся обычаям и взаимоотношениям на территории, куда он приехал. Таким образом, встраиваясь в систему. К примеру, по воспоминаниям путешественников, русские XVI – XVII века, проживающие в Югре, очень походили на местное население, обычаями, одеждой и т.д., т.е. они включались в сложившиеся обычаи, нормы, мораль, отношения с властью и природой, способы действия.

Вспомним, что изначально осваивали Югру представители «коренных» народов и всё что создано здесь до прихода большого количества русских, всё было «произведением инородческого (коренного населения) ума». Позже сформировалась этнокультурная среда из русских, татар, украинцев и «коренных» народов минимум на 300 лет в составе Российской Империи. Современный облик и статус региона, делался руками не только уже сформированной этноконтактной среды, но и другими национальностями уже СССР. Уместно вспомнить здесь Фармана Салманова, азербайджанца, участвовавшего в открытии более 130 нефтяных и газовых месторождений, «основоположника тюменской нефти», вклад его в современный облик Югры трудно переоценить.

С девяностых - двухтысячных годов меняется количественное соотношение наций в регионе и меняется качество миграционного потока, не в лучшую сторону. За первое полугодие 2014 года в Югру прибыло 124000 мигрантов и только 0,03 % из них являются высококвалифицированными специалистами. Так же на складывающуюся миграционную ситуацию накладывалось отсутствие государственной политики в данной области, активного внедрения в жизнь «мультикультурализма» и «толерантности», и в результате мы имеем стрельбу на улицах города.

Да нам необходима внятная государственная и региональная политика в области миграции, в области межнациональных отношений, о чём говорил президент на Совете Безопасности 22.07.14г., именно эти направления приоритетны для существования современной России. Поэтому именно сейчас мы должны переосмыслить понятие «толерантность». Переосмыслить в духе терпимости и уважения мигрантов, как внутренних, так и внешних, к сложившимся социально-культурным нормам, стереотипам, на данной территории. Именно на это направлена инициатива общественников Югры по обязательному изучению русской культуры в школах.

Количественное соотношение этносов в регионе изменяется, соответственно изменяется этническое сознание народов, населяющих регион. Для того, чтобы эти изменения протекали в более –менее мирном русле, не вызывали стрельбу, презрение, озлобленность на улицах нашего города, мы должны понимать «толерантность», как уважение мигрантов к местному населению, к местным нормам морали, к местным обычаям, к местной культуре, и ни как иначе и только в этом случае возможно ответное уважение и терпимость.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Комментарии

Согласен, с автором. Толерантность должна быть в первую очередь к местному населению приезжим, к его традициям. В США кстати развивалась долгое время идея плавильного котла - не важно откуда ты приехал, главное, что теперь ты американец, а значит - разделяешь установки и традиции местного общества. Там нет таких проблем как в Европе, где алжирцы громят районы. В Европе развивалась теория толерантности к национальностям. В итоге, она действительно, привела к всплеску национализма. Вообще, в идеале, нужно отказываться от любой национальной идентичности в России. Есть только русские или россияне. Иначе в итоге, Россию ожидает судьба СССР, где каждая нация получила право на определение. Имперский принцип привлечения государств или этносов в единый союз имеет под собой слишком зыбкую основу.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Новогодний СНЕЖ-МАНЕЖ
Город:
Сургут

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.