Член Союза журналистов
23.02.2018

Гордость русского флота

История легендарного крейсера "Варяг" в нескольких семейных фотографиях

У меня дома хранятся фотографии, которым по 100 и более лет. Это не только история моей семьи, но это и отражение истории России.

Мой дед по материнской линии Константин Николаевич Фабриканов проходил службу на легендарном крейсере «Варяг». В 1904 году Россия находилась в войне с Японией. Не буду вдаваться в конкретности, скажу кратко: возле порта Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» были атакованы превосходившей по численности японской эскадрой. Отважно сражаясь, крейсер получил пробоины, начался пожар. Капитан приказал матросам приготовиться к эвакуации. Их по договоренности подобрали находившиеся рядом иностранные корабли, которые не участвовали в битве. Иностранные моряки были поражены. Вот что писал командир французского крейсера «Паскаль» Виктор Сэнэс: «Мы салютовали этим героям, идущим так гордо на верную смерть». Предложение японцев сдаться было отвергнуто. Капитан В.Ф Руднев отдал приказ – открыть кингстоны, и крейсер «Варяг» был затоплен, а канонерка «Кореец» взорвана. Это непростое, но героическое решение было принято всеми экипажами, только чтобы не посрамить честь русского флота.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и после капитального ремонта прослужил в японском флоте до 1916 года. Это всегда было укором России - гордость русского флота ходит под флагом страны, во время войны с которой и был затоплен. Но в том, 1916 году, Россия наконец выкупила у Японии свой крейсер. Вот на этом корабле и проходил службу мой дед«Варяг» нуждался в ремонте, и для этого был направлен в судоверфи Англии. Но через два дня после его отплытия свершилась революция в России. Некоторое время «Варяг» стоял в английском порту в ожидании ремонта, но большевистское правительство отказалось оплачивать его. Летом 1917 года Временное правительство договорилось о закупке в США малых кораблей для российского флота, и для формирования их экипажей часть офицеров и команды «Варяга» была направлена за океан. В этой же команде состоял и мой дед. У нас в семье сохранились фотографии, сделанные в Нью-Йорке. За границей дед пробыл три года.

А участь «Варяга» была такова: в 1920 году англичане продали корабль Германии на металлолом. При буксировке в порт Глазго крейсер попал в шторм, получил пробоину и затонул в Ирландском море близ шотландского местечка Ленделфут. Сейчас уже нет в живых никого из моряков не только того «Варяга», который участвовал в бою под Чемульпо, но и выкупленного у японцев в 1916 году. По газетным статьям я знаю, что в нашем регионе жил участник русско-японской войны 1904 года матрос «Варяга» - Василий Федотович Бакалов. Он проживал в поселке Малиновский Советского района. Умер в 1960 году.  В корейском порту «Чемульпо» есть музей, посвященный легендарному крейсеру. Много лет историков, моряков и просто людей неравнодушных волновало, что не найдено место гибели корабля. В 2003 году, в канун вековой годовщины начала русско-японской войны, при поддержке командования Военно-морского флота организовали уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного крейсера. Среди участников экспедиции был и внук капитана «Варяга» Никита Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда его семья вынуждена была уехать после революции. И, наконец, останки «Варяга» нашли на дне Ирландского моря. Внук капитана крейсера Никита Руднев тоже совершил погружение с аквалангом на место гибели славного корабля, отдав этим последние ему почести. В 2007 году на берегу Ирландского моря, напротив того места, где затонул крейсер, торжественно открыли мемориальный комплекс.

По традиции, имя погибшего корабля должно возрождаться. В 1995 году, накануне 300- летия Российского флота ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Червона Украина» стал гвардейским «Варягом» (странные, не правда ли, совпадения?). В 1999 году крейсер посетил Владимир Путин, бывший в то время председателем Правительства.

«Жизнь – Родине, душу – Богу, честь – никому!». Этот девиз – не красивая фраза, именно в этих словах сила и слава русского воинства. Именно с этими словами шли в бой офицеры и матросы легендарного крейсера «Варяг», гордое имя которого не забыто и поныне. Будем помнить…

 А семейная морская традиция продолжалась: мой младший брат Владимир служил на Тихоокеанском флоте, и сын Константин, названный в честь деда, тоже.

fabrikanov_konstantin_nikolaevich_1916.jpg

nyu-york_1918_deda_otmetila_mama.jpg

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Жизнь на буровой
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Подписка на газеты
Авторизация
АиФ-Югра
Опрос

Что может защитить интересы потребителей?

Что может защитить интересы потребителей?
Эффективный контроль надзорных органов
55% (22 голоса)
Рыночная конкуренция
25% (10 голосов)
Ничего
20% (8 голосов)
Всего голосов: 40

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.