×
Блоги

Зачем в Западной Сибири занялись реконструкцией старинного обряда?

Участники прошедшей в Томске Первой антропологической конференции говорили о ресурсах, мигрантах и этнокультурной глобализации.

f4wddjosnay.jpg

Люди учились жить в гармонии с природой всегда. Антропологи считают, что на традиционный уклад жизни коренных народов влияют многие социальные процессы, в первую очередь – добыча нефти и газа в районах их поселений. Общины не собираются отказываться от своей культуры и обычаев предков, становясь более открытыми общественному вниманию и влиянию. Более того, интерес к их традициям со стороны жителей городов возрождается не только в Сибири. Прояснить, насколько велико это возрождение, может представление о том, сколько людей живет на бескрайних сибирских просторах России. (Как вы думаете, где черпает вдохновение руководитель городской студии детского художественного творчества, возможно, рассматривает национальные костюмы на сайте этнографического музея?).

img_1671.jpg

Справка. Организатор форума - Лаборатория социально-антропологических исследований исторического факультета ТГУ (ЛСАИ) - занимается осуществлением проекта «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности».

img_2001.jpg

Потоки беженцев устремились в Европу и заставили всерьез заговорить о возникшем миграционном кризисе. На Севере люди десятилетиями уживаются с переселенцами, приток которых резко усилился с распадом Советского Союза. Работа ученых в том, чтобы изучить возможности адаптации разных этнических групп в ситуациях, связанных с миграцией или, к примеру, с отведением части земель, используемых коренным населением для проживания, оленеводства, охоты и рыбной ловли.

mlpkvea06zw.jpg

«Своя земля – чужая территория <…>» В докладе кандидата исторических наук Владимира Поддубикова (КемГУ) - одного из участников томской конференции «Антропология в поиске нового языка описания» (описания проблем, связанных с переменами в условиях жизни людей и целых народов) – освещаются непростые вопросы взаимодействия добывающих компаний и коренных народов. Ученый рассказал о практическом опыте урегулирования противоречий и дальнейшего развития местных этносов на примерах происходящего в Сибири. Как в Кемеровской области – там пришлось переносить и обустраивать на новом месте одно из поселений.

Меж тем некоторые наблюдения и выводы антропологов могут изменить существующие представления.

osxpeollgdq.jpg

Чьи вы шаманские духи?

Темой доклада одного из ведущих специалистов в этой области - В.И.Харитоновой - стали исследования взаимного влияния друг на друга традиционного быта коренных жителей (в том числе Сибири) и городских сообществ. 

Справка. В.И.Харитонова –российский фольклористэтнолог и антрополог, руководитель Центра медицинской антропологии ИЭА РАН, доктор исторических наук, кандидат филологических наук.

pbvujlnwrzw.jpg

В прежние годы коренные народы жили изолированно, на своих родовых угодьях. В последнее время, особенно с тех пор, как активно ведется разработка недр и добыча ресурсов, коренное население вынуждено переселяться в другие места и адаптироваться там. Одним из последствий этого явилось привнесение элементов их традиционной культуры в культуру городской жизни. Например, некоторые обрядовые практики становятся доступны представителям других народов, тем, кому ранее они доступны не были.

К примеру, алтайцы и русские, живущие на Алтае, верят, как и их предки, что вред, нанесенный природе, может обратиться против тех, кто его причинил. К процессам «взаимодействия с природой посредством духов» приобщаются даже местные власти, помогая объединяться в сообщества и воссоздавать старинные алтайские обряды, такие, как «Кочо-кан».

t_zkcccplyk.jpg

«Ключевая идея современного обряда «Кочо-кан», который проводится в начале осени в г. Бийске, – передача культурно значимой информации молодому поколению и консолидация кумандинцев вне зависимости от их родовой (сеок) и половой принадлежности. Организаторы мероприятия, которое проходит в формате праздника и его участниками становится и взрослые, и дети, делают отсылку к традиционному пласту кумандинской культуры. В традиционной культуре этот обряд обеспечивал благополучие и плодородие» (И.И. Назаров, канд. ист. наук, доцент Алтайского государственного университета).

ucmoue7_pp0.jpg

Другой пример. Почитание родовых животных у алтайцев, наряду с традиционными формами, в наши дни происходит еще и так:«Эмблему родового животного носят на национальном костюме, футболке и прикрепляют на автомобиль. В интернет-сообществах - на личной странице, «стене», вместо фотографии на «аватаре» (Н.А. Тадина, канд. ист. наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета).

xjq7vtu9aoc.jpg

Цивилизация влияет на коренные народы, в ответ их культура, традиции тоже влияют на окружающих. В одних случаях, как в истории со старинным обрядом, это приводит к «обмену традициями», в других - к «трудностям перевода» в общении между людьми. При этом соцсети и интернет подпитывают всеобщий культурный обмен. Такая глобализация.

z_yshrhsyhy.jpg

Справка. «Шаманство принято называть ранней формой религии. Иногда спрашивают: почему ранней, если оно процветало и в XIX в.? Эта форма ранняя потому, что она возникла на заре человеческой истории и предшествовала многим более развитым культам» (к.и.н. В. Н. Басилов "Избранники духов". 1984 г.).

 
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии