06.02.2015

Петр Летуновский. Прерванный полет

Эта невероятная история – фантастическое переплетение лиц и судеб, истории и географии -  началась с того, что на дне Рижского залива местные дайверы нашли американский самолет «Дуглас А-20 Бостон». О находке узнал главный редактор военно-исторического журнала «Балтфорт», талантливый публицист и исследователь Юрий Юрьевич Мелконов. Ему понадобилось два года, чтобы по ниточке распутать клубок всех обстоятельств гибели экипажа и в мельчайших подробностях восстановить историю «Рижского «Бостона» - именно так называлась выпущенная им впоследствии книга. 

Хроника пикирующего бомбардировщика
Не сразу, не вдруг – благодаря найденным в самолете планшетам удалось установить имена членов экипажа. Фотографии отважных летчиков нашлись в музее 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка в Санкт-Петербурге.
Поиски продолжались, а в это время расшифровкой карт из обгоревшего планшета занимались лучшие в Латвии реставраторы старинных документов. Посольство России в Латвии сообщило, что Петр Летуновский является уроженцем села Летуновка Никифоровского района Тамбовской области. Откликнулись земляки Петра Летуновского с Тамбовщины.
Появилась  информация из далекого Сургута – письмо Мелконову, обратившемуся за помощью в Интернет, написала племянница Петра Летуновского Жанна Алексеевна Брусник (Иванова), председатель Общества неработающих пенсионеров ОАО «Сургутнефтегаз». Воспоминания и фотоснимки из семейного архива семьи помогли узнать о жизненном пути Петра Васильевича Летуновского.
Так шаг за шагом Юрий Мелконов раскрывал тайну самолета, разбившегося более 70 лет назад. 
Стало  известно, что после окончания летного училища в 1940 году лейтенанта Летуновского направили в 44-й Краснознаменный бомбардировочный полк ВВС Ленинградского военного округа. Летали много – на счету экипажа Летуновского было немало уничтоженных военных объектов противника. С октября 1941-го Петра перевели в ВВС Краснознаменного Балтийского флота. 
Эскадрилью Летуновского включили в состав 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота. Тот самый легендарный авиаполк, который в августе 1941 года совершал налеты на Берлин с острова Сааремаа. 
Свой первый орден Боевого Красного Знамени Петр получил в августе сорок второго.
За участие в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года все члены экипажа Летуновского были удостоены высоких наград. Летуновский летал на скоростном бомбардировщике. Экипаж совершал по шесть боевых вылетов в день. Петр получил второй орден Боевого Красного Знамени. 
В июне 1943-го «За уничтожение фашистского тральщика, трех транспортов, груженных боевой техникой и живой силой противника, бронепоезда, самолета и разрушение ряда важных промышленных объектов» старший лейтенант Летуновский был награжден третьим орденом Красного Знамени. Вскоре он получит и четвертый орден.

letunovskiy_1.jpg

Витимская история
Когда началось перевооружение авиаполка на американские бомбардировщики «Бостон А-20», экипаж Летуновского участвовал в приемке первых самолетов, которые поначалу поступали в разобранном виде в ящиках. Следующие «американцы» уже своим ходом летели с Аляски в СССР и затем перегонялись на авиазавод в Москву, где проходили доработку для использования советского вооружения. 
Эпопея поставок и перегонок американских самолетов по трассе «Аляска-Сибирь» из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по ленд-лизу с 1941 по 1945 годы была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года. Кроме оставшихся еще живых участников перегонки, об этом никто не знал.
Действовала эта схема так. С заводов-изготовителей американские и канадские летчики перегоняли их на Аляску в Фербенкс, где на авиабазе их принимали и переправляли в Красноярск советские летчики специально созданной перегоночной дивизии, состоявшей из пяти полков. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разбита на пять участков, на каждом из которых работал один из пяти перегоночных полков.
На пути следования самолетов было построено и оборудовано 26 аэродромов, в том числе Витимский. 
Небольшой таежный поселок Витим во время войны сыграл важную роль в поставке самолетов по трассе «Аляска - Сибирь». Строительство  началось в июне 1942 года, а к концу следующего года строители –  в основном это было местное население - сдали его первую очередь. Ежедневно десятки американских бомбардировщиков садились на витимскую полосу, заправлялись и летели дальше, в Красноярск.
Всего по трассе «Аляска - Сибирь» за три года было переброшено 18 тысяч боевых самолетов. 
Вероятнее всего, именно по этой трассе пролетел и бомбардировщик, который принял в Красноярске экипаж гвардии капитана Петра Летуновского.
И вот уж совпадение поистине исторических размеров. Спустя шестьдесят лет, в 2003 году «Сургутнефтегаз» отправил в Витим первые материалы и оборудование для обустройства открытых в Восточной Сибири нефтегазовых месторождений. Вступил в строй действующих газопровод Восточная Сибирь – Тихий океан. В конце 2012 года «Сургутнефтегаз»  закончил строительство аэропорта на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. 
Нет, совсем не случайно глухой таежный поселок  Витим сыграл такую важную роль во Второй мировой войне.

Торпедная атака
Как рассказывает далее Юрий Мелконов, с прорывом блокады Ленинграда морская авиация вышла на оперативный простор. С каждым днем советские летчики уходили все дальше на запад. 
Вот и на этот раз на траверзе маяка Акменрагс, севернее Лиепаи, Летуновский обнаружил тяжелогруженый транспорт. Летуновский сумел приблизиться к транспорту и пошел в атаку – сбросил торпеду. Корабль затонул настолько быстро и внезапно, что зенитчики открыли огонь лишь тогда, когда транспорт уже уходил под воду.  
Летуновский летал над ним, давая возможность стрелку-радисту сфотографировать результаты атаки. В этот момент зенитный снаряд ударил в пропеллер самолета и оторвал лопасть винта правого двигателя.  На одном двигателе экипаж Летуновского – уже на обратном пути, над территорией Эстонии – нагнал поезд, который шел к Ленинграду. Снизившись до бреющего полета, Петр прошел вдоль эшелона и обстрелял его из всех пулеметов. 
Вскоре «Бостон» благополучно приземлился на своем аэродроме, и однополчане поздравили экипаж с потопленным транспортом – уже пятым!  
В канун Октябрьского праздника  всему экипажу были вручены ордена Красного Знамени. У Петра Летуновского это был четвертый орден; у штурмана Николая Демченко — третий, у стрелка-радиста Алексея Кузьмина — второй. Девять боевых орденов в одном экипаже! 
И было тогда Петру всего 25 лет. На войну он ушел неженатым, но из каждого полета капитана-гвардейца в Ленинграде ждала девушка. 
Он поехал на завод в Тушине принимать очередной «Бостон» и сумел проведать родных: в Летуновке – отца Василия Федоровича, в Тамбовском госпитале – раненного на фронте Алексея Васильевича  Иванова, мужа  сестры Зины (отца Жанны Алексеевны Брусник). 
27 ноября 1943 года экипаж Летуновского снова был в небе над Балтийским морем. Вылетели на рассвете с аэродрома Каменка в Ленинграде. Задача экипажа — одиночный поиск и уничтожение судов противника в Ирбенском проливе, через который в то время осуществлялось основное снабжение германской группировки армий «Север». Суда с провиантом, амуницией и свежими войсками выгружались в портах Риги и Пярну. За ними и охотились советские торпедоносцы. 
В конечной точке маршрута, у маяка Ужава, Петр увидел нацистское судно. Очень скоро летчики поняли, что перед ними не транспорт, а плавучая батарея ПВО. Еще можно было поменять курс, не атаковать судно и тем самым миновать огненный шквал трех сторожевиков. Но гвардии капитан решил атаковать - торпедоносец лег на боевой курс. Несмотря на плотный заградительный огонь, самолету Летуновского удалось выдержать курс, своевременно сбросить торпеду и выйти из атаки. 
«Задание выполнили. Транспорт потоплен. Горим, падаем», — радировал на базу Алексей Кузьмин. Горящий самолет Летуновского уходил на восток. Миновал северную оконечность Курляндии; показался Рижский залив. Вдали виднелся берег. Но шансов посадить горящую машину на землю не оставалось. И Летуновский решил сажать самолет на воду как можно ближе к берегу. Подобная посадка горящего самолета по силам только настоящему асу. Летчику от Бога Петру Летуновскому удалось совершить почти плоскую посадку на воду. 
Самолет приводнился и сразу ушел на дно залива, где его через десятки лет нашли дайверы. 

boston_0_0.jpg

«И остави нам долги наши…»
Из воспоминаний уцелевшего в мясорубке войны стрелка-радиста А. Кузьмина стало известно, что после приводнения экипаж оказался в ледяной воде, в которой люди могли выдержать несколько минут. От неминуемой гибели их спасли латышские рыбаки, оставшиеся верными неписаному морскому закону: видишь человека в море — спасай.
После чего спасенные и спасители оказались в непростой ситуации. Берег, перед которым они находились, представлял собой сплошную военную зону, тщательно охраняемую немцами. Так что падение горящего самолета и спасение экипажа наверняка заметили на береговых наблюдательных постах и с лодок, рыбачивших по соседству. 
Путь оставался только один — к причалу на контрольном пункте. Контрольный пункт находился на левом берегу Даугавы, где рыбаки и вынуждены были сдать советских летчиков немцам. 
Во время боев за Ригу в октябре 1944 года эти же самые рыбаки на своих лодках переправляли советских воинов - на этот раз с правого берега Даугавы на левый. А в феврале 1945 года все пять рыбаков были арестованы как «пособники гитлеровских оккупантов» - за то, что передали советских летчиков немцам. Все пятеро получили по 10 лет лагерей. Свой срок они отбыли «от звонка до звонка». В хрущевскую «оттепель» приговор 1945 года был отменен, и дело   прекращено «за отсутствием состава преступления». Более того, в октябре 1959 года, к 15-летию освобождения Риги старшего среди пятерки Георга Иннуса за помощь Красной Армии при освобождении Риги наградили медалью «За отвагу». 
Что же было с попавшими в плен летчиками? Из воспоминаний Алексея Кузьмина: «Привезли нас в Ригу, потом в Псков - и допросы, допросы, допросы... В Пскове нас держали около недели, затем привезли в немецкий лагерь особого назначения «Мариенфельд», где содержались военные летчики. Здесь вербовали во власовскую армию. Как неподдающихся нас бросили в концлагерь для летного состава в городе Лодзь в Польше. Разделили по разным блокам: Петя и Коля - в офицерском, а я - в сержантском. Через колючую проволоку несколько раз разговаривал с Петей и Колей. Потом всех сержантов и рядовых увезли в Германию. Больше с Летуновским и Демченко я не виделся. В плену я пробыл до марта 1945 года. Вскоре удалось бежать. Прошли проверку, снова приняли присягу, и уже в мотомехполку довоевывал. После демобилизации в мае 1946 года пытался установить связь с Петей и Колей, но так и не нашел их. Отец Летуновского написал мне, что приезжал офицер, который был с Петром в концлагере, и рассказывал, что Петр совершил несколько побегов, после пятого побега фашисты его уничтожили». 
Самое главное рассказал Герой Советского Союза Александр Иванович Разгонин в 1980 году на встрече однополчан в Ленинграде. Он спал с Летуновским на одних нарах в концлагере. После четвертого побега немцы предупредили Петра: «Еще раз убежишь, тебе конец». Но он все-таки рискнул. Как погиб Демченко, неизвестно, а Петра, избитого и истерзанного собаками, приволокли в лагерь и прилюдно расстреляли.

Ничто в истории не исчезает бесследно
Племянница героя Жанна Алексеевна Брусник показывает мне лагерную карточку Петра Летуновского, где на русском и немецком языках подробно перечислены все данные военнопленного. Есть заретушированные строки, последняя запись карандашом по-русски: «Совершил побег, пойман не был». Как же так? Жанна Алексеевна считает, что надпись сделали для Красного Креста. Правда, штемпеля, что Красный Крест ее получил, на карточке нет. Другая справка, из архива Минобороны РФ, утверждает, что гвардии капитан Летуновский находился в лагере в городе Людвигсбург в Германии, откуда «3 июня 1944 года совершил побег и не был пойман». 
Между тем в присланных из Людвигсбурга списках советских военнопленных Жанна Алексеевна не нашла родного имени. Хочется верить, что и эта тайна будет раскрыта, только когда? 
Она рассказывает, что Петр был настоящей семейной легендой, она с детства слышала его имя: 
- Мама всегда отзывалась о Пете только в превосходной степени: серьезный, надежный, заботливый. Никогда не уходил из школы без нее, всегда дожидался.
В феврале 2010 года Жанну Алексеевну пригласили на презентацию книги «Рижский «Бостон» в столицу Латвии. 
- Первая встреча - в городской думе, где  меня ожидал прекрасный прием, здесь состоялась моя встреча с мэром Риги Нилом Ушаковым. Было много экскурсий, в том числе на тот самый маяк на берегу Рижского залива, где лежит на дне «Бостон» Петра. Состоялась встреча с сыном рыбака, который тогда, в сорок третьем, вытащил Петра из воды. Присутствовавшие на встрече журналисты спросили, смогу ли я простить его отца за то, что тот  передал немцам моего родственника. Я сказала, что этот человек не мог поступить иначе в тот момент и я его давно простила. Латыш расплакался. Мы обнялись.
Это еще не конец необычайной истории. Вскоре последовал ответный визит из Риги: в Сургут прибыл журналист Юрий Мелконов, представители латвийских властей и предпринимательства. Нечего и говорить, принимали латышей с поистине сургутским радушием и гостеприимством, в том числе и в «Сургутнефтегазе».
И вот последнее письмо от журналиста Юрия Мелконова, в котором он сообщает, что открыты новые документы – ходатайства о присвоении гвардии капитану Петру Васильевичу Летуновскому звания Героя Советского Союза (посмертно). «В Отечественной войне тов. Летуновский проявил высокое летное мастерство и беспредельное мужество, - говорится в представлении, подписанном командующим ВВС Балтфлота генерал-лейтенантом Самохиным. – Произвел 247 боевых вылетов. Торпедировал и потопил на дальних коммуникациях 3 транспорта противника общим водоизмещением 16500 тонн; повредил 1 транспорт и 1 бронепоезд; уничтожил 2 нефтесклада и склад боеприпасов…» (Военный Совет Балтфлота за подписью командующего  КБФ адмирала Трибуца и члена Военного совета контр-адмирала Смирнова). 
И теперь, пишет далее Юрий Юрьевич, продвижением этого представления к 70-летию полета  героического экипажа Петра Летуновского, а также к 70-летию Победы над Германией собирается заниматься общественность от Сургута до Балтики. 
«Сургутнефтегаз» внес свою лепту, напечатав книгу Юрия Мелконова на трех языках – русском, латышском и английском. Создан школьный музей на родине Петра – на Тамбовщине, прочитаны доклады на международной конференции военных историков в эстонском Тарту. Состоялось множество встреч со школьниками, в том числе и в Риге, и рассказ о мужественных летчиках неизменно поражал юные сердца. 
Ничто в истории не исчезает бесследно, гласит старая истина. И прежде всего – память о героях, отдавших свою жизнь за Отечество.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.