Корреспондент газеты «Новости Югры»
01.07.2014

Топор и скрипка

Как рождаются музыкальные инструменты обских угров

В Ханты-Мансийске состоялась III Межрегиональная школа мастеров по изготовлению и игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов, посвященная нын-юху (национальной скрипке).

 

Неграмотный педагог

Накануне мне позвонил Дмитрий Данилович Нимперов со стойбища за Нижним Сортымом и сообщил, что скоро приедет в Ханты-Мансийск преподавать. Я не могла понять, что может преподавать неграмотный ханты, и только получив приглашение поприсутствовать на занятиях скрипичной школы, сообразила, что Нимперов будет учить неофитов делать нын-юх. Утром я отправилась в Межшкольный учебный комбинат, где должны проходить занятия. Открывая дверь, услышала звук топора. Неужели в здании дрова рубят? Осторожно открываю дверь. Мой старый знакомый, хранитель священного озера Ими-Лор Сергей Васильевич Кечемов, обтесывает большое полено и горячо обменивается репликами с Дмитрием Даниловичем Нимперовым. «Что у вас случилось?» – спрашиваю я. «Дерево попало сучковатое, а для скрипки оно должно быть чистым, гладким». Сергей Васильевич сумел все-таки «выкроить» остов будущей скрипки, а я думаю: неужели Страдивари тоже вырубал обычным топором свои скрипичные шедевры, которые сейчас оцениваются в миллионы долларов?

 

Рождение скрипки

Чтобы лучше узнать, как рождаются наши, аборигенные, скрипки, пристала с расспросами к мастерам. Их пятеро – из Саранпауля, Ханты-Мансийска, сургутской тайги. Двое из них – Кечемов и Анатолий Вадичупов – несколько лет назад давали концерт в Финляндии и Венгрии, где тоже живут финно-угорские народы. А теперь они стали учить других не только играть на скрипке, но и изготавливать ее. Перед «уроком» преподаватель по инструментальному искусству этнокультурного центра «Лылынг Союм» Алексей Рещиков рассказал о роли звука в развитии фольклорной музыки югорских аборигенов, ее современном состоянии.

После такой поучительной лекции, подкованная музыкальными рекомендациями, иду в мастерскую, где раздаются стук, скрежет, визг – совсем не гармоничные звуки. И везде остропахнущие лесом древесные стружки. Среди такого хаоса, звуковой какофонии рождается один из самых нежных музыкальных инструментов – скрипка. Пока это «полено», у которого долотом выскабливают «брюшко». Девять человек занимаются изготовлением нын-юхов – мастера и ученики. Даже женщины: Марина Горшкова из Ханты-Мансийска, Светлана Лукашеня из Кондинского района, где культура коренных жителей стала утрачиваться еще до советской власти и теперь предпринимается все возможное для ее реанимации, в том числе игра на нын-юхе.

skripka.jpg

Еще во время лекции Рещикова я обратила внимание на профессиональные вопросы Майи Швейд. Оказалось, что она, немка, освоила игру на всех национальных инструментах, кроме бубна, хотя родственного отношения к коренным жителям не имеет. Более десяти лет назад семья Швейд – муж Руслан и двое детей, приехала в отдаленный и маленький Тром-Аган. Необычная для европейца культура ханты поразила их ремеслами, музыкой, обрядами. В первую очередь Майя создала фольклорный ансамбль «ТромЕванмокут» («Тромаганские ребята»), стала собирать фольклор. Все это формировало концертные программы, которые стали популярными не только в Сургутском районе, но и за его пределами. Последние выступления состоялись на двух июньских фестивалях – ремесел и фольклорных коллективов. Учиться скрипичному мастерству приехали все – Руслан, Майя, дети – Денис и Кристина. Не пришлось уговаривать знатока песен и обрядов Анастасию Александровну Нецветаеву, которую чаще трогательно называют тетей, бабушкой Настенькой.

 

Негромкий голос скрипки

Самым распространенным музыкальным инструментом коренных жителей Югры является нарсъюх (цитра), очертаниями похожий на лодочку. Использование нын-юха (скрипки) сохранилось в основном у восточных ханты. Вот сейчас Дмитрий Данилович берет свою расписную скрипку, осматривает смычок и трогает струны. Я не первый раз слушаю его игру и поражаюсь, как он умеет отрешаться от окружающей среды, он – единственный в мире. В нежный звук скрипки вплетается негромкий голос музыканта. Где сейчас его мысли, о чем он поет? И вспоминается незабываемая сценка в чуме. Оленевод Нипис Пяк принес из грузовой нарты почерневший от старости однострунный нын-юх. В верхнее отверстие чума смотрели зимние звезды, о чем-то неведомом рассказывал нын-юх, мое сознание растворялось в единении звезд и звуков. «Я знал Ниписа, он был хорошим исполнителем», – говорит Нимперов, когда зашел разговор о национальных музыкантах. «О чем пел ты? – спрашиваю его. «О том, как красива наша природа».

Разошелся сегодня Дмитрий Данилович, играет одну хантыйскую мелодию за другой, подпевают жена Анисья и бабушка Настенька о родителях, жизни в тайге. Расшевелили даже Кечемова, его песня личная, сокровенная. Обступили его тележурналисты. Один из них отложил камеру и взял в руки нын-юх, но кроме писка – никакого звука.

 

Фурор «иностранки»

Фурор среди мастеров и учеников произвела индонезийская скрипка гитариста Федора Ларюшкина из Кышика. Где он умудрился ее приобрести? Она не похожа на югорскую. Темная, у нее более пузатое брюшко из половинки кокосового ореха, длинный гриф, украшенный фигуркой человека, закрывающего рукой один глаз. Мастера осмотрели, ощупали, послушали звук «ностранки» и вынесли вердикт: «Мы еще лучше можем сделать. Для животика возьмем кап. А можно и весь корпус из кедрового корня вырезать». А как иначе, надо держать югорскую марку! Необычна скрипичная школа: надо научиться не только правильно держать смычок, трогать струны, но и уметь делать инструмент. У каждого музыканта он должен быть персональным, лично изготовленным, а для этого нужно уметь выбрать дерево, лучше всего ель. Я читала, что идеальным для скрипки будет дерево, в которое ударило молния.

– Сейчас в мастерской изготавливают девять нын-юхов, все действия фиксируются видеокамерой. Потом материалы станут основой будущего пособия, а изготовленные инструменты составят фонд творческого объединения «Культура». Музыканты спешат: надо каждую скрипичную заготовку выстрогать, выточить до состояния гладко-атласной поверхности, натянуть струны, опробовать звучание. У профессионалов работа заканчивается быстро. Новички стараются не отставать и мастера им помогают: то Анатолий Вадичупов берется за долото, чтобы правильно сделать брюшко, то Герман Хатанзеев направляет руку новичка… Кстати, Хатанзеев, как и Александр Рещиков, являются учениками Дмитрия Георгиевича Агеева, русского, но владеющего всеми секретами изготовления музыкальных инструментов ханты и манси, создавшего школу национального музыкального искусства. Об этом человеке можно говорить долго и с глубоким уважением.

На второй день занятий скрипичной школы пришел Владимир Шесталов – первый профессиональный композитор из коренных жителей. С другими музыкантами он устроил мини-концерт из «Куреньки», импровизаций на фольклорные темы. «Я собрал около сорока пяти мелодий кетов, манси, ханты и других северных народов», – с гордостью сообщает Владимир Иванович. Мне понравилось, как он вслушивался в наигрыши других музыкантов, может, нашел в них что-нибудь новое для себя.

 

«Журавль» – в подарок

Сюрпризом для всех стал «журавль» (у него есть и другие названия – лебедь, арфа, торсапл-юх), преподнесенный Дмитрием Даниловичем в дар объединению «Культура». Он и в самом деле похож на лебяжью шею, автор закончил гриф птичьей головой, струны сделал из оленьих сухожилий. Это образец ритуального инструмента. Знатоки рассматривали инструмент, оценивая высокое мастерство Нимперова, выточившего его из цельного кедрового корня.

Директор объединения Ирина Половникова обрадовалась ценному подарку и сообщила, что через два года должна состояться учеба арфистов, но прежде предстоит выяснить, кто в округе умеет играть на аборигенной арфе.

 

Улучив свободный момент, беру короткие интервью у собравшихся:

Дмитрий Нимперов:

«Хорошо играет на нын-юхе Иван Кантеров, знает старинные песни. Мой средний внук Борис любит слушать, когда я беру в руки скрипку или бубен, старается подражать мне. Надеюсь, что музыкант из него получится. Манси Павел Дунаев уже купил у меня бубен, интересуют его другие инструменты, обласа. Я буду рад помочь ему освоить наши ремесла».

Герман Хатанзеев, Александр Рещиков, Валерий Сайнахов – все ученики Агеева в разное время:

«Спасибо Дмитрию Георгиевичу, человеку, который дал новую жизнь инструментальной музыке народов Севера. Еще в начале 2000 года он стал проводить выездные мастер-классы по изготовлению национальных инструментов, игре на них. Профессионал, он не стеснялся учиться у знатоков народной музыке, передавая опыт другим. Очень чтил музыкальное искусство фронтовиков Григория Николаевича Сайнахова, Андрея АлександровичаАнгашупова, других исполнителей. Главное – у него много учеников, последователей в организации фольклорных ансамблей.

Анатолий Вадичупов:

«Я закончил Салехардское училище культуры и искусств по специальности «художник-мастер резьбы по дереву и кости». В 2009 году открыл мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов аборигенов Севера. Показал в Венгрии и Финляндии образцы предметов быта коренных жителей Югры, музыкальные инструменты. Считаю, что скрипичная школа много дала полезного для опытных музыкантов и начинающих. Интерес к национальному музыкальному творчеству, как и всей культуры в Югре, возрастает».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.