В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам введения на территории Югры режима повышенной готовности и ряда ограничительных мероприятий уполномоченный по правам человека в Югре считает важным отразить правовую основу введения данных мер.
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждому гражданину, который находится на ее территории на законных основаниях, гарантировано право на свободу передвижения и выбора места пребывания.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.
Согласно федеральному законодательству о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти субъектов России устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с рядом постановлений Главного государственного санитарного врача России высшим должностным лицам (Губернаторам) субъектов Российской Федерации предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавирусной инфекции COVID-19, а также с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, включая режим самоизоляции, «масочный» режим, принять меры по введению режима повышенной готовности.
В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции губернатором Югры соответствующими постановлениями вводятся определенные ограничительные противоэпидемиологические меры, к числу которых отнесены определенные правила поведения: обязанность граждан соблюдать «масочный» режим при нахождении во всех видах общественного транспорта и такси, общественных местах, закрытых помещениях общественного пользования; соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 м, проведение дезинфекции общественных мест, соблюдение других мер безопасности для человека и обеспечения его прав на охрану здоровья.
Граждане, являющиеся одновременно потребителями и участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Тем самым, введение на территории автономного округа режима повышенной готовности при угрозе чрезвычайной ситуации, включая режим самоизоляции, «масочный» режим и другие правила поведения человека при введении данного режима, направлено исключительно на предупреждение чрезвычайной ситуации на территории Югры по распространению заболевания, вызванного COVID-19, и, в первую очередь, на защиту здоровья, прав и законных интересов граждан, находящихся на территории автономного округа, и являются обязательными для исполнения как физическими лицами, так и организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Более подробную информацию о правовых аспектах вводимых ограничительных мероприятий можно получить на сайте уполномоченного, в подразделе «Обзор отдельных вопросов по COVID-19» раздела «Правовое просвещение граждан».
Наталья Стребкова