×
Блоги

Гений добра и пространства. У создателя «Унесенные призраками» – день Рождения

5 января – день рождения у японского аниматора, мультипликатора, режиссера Хаяо Миядзаки. Классику мировой анимации, подарившему миру «Унесенных призраками», «Небесный замок Лапута», «Моего соседа Тоторо» и множество других шедевров, любимых детьми и взрослыми, исполняется 81 год. Тем не менее, мастер полон сил, снимает очередной фильм, ибо очередная его попытка уйти на пенсию провалилась. Он не смог сидеть дома и ничего не делать.

Аниме в стране Советов

Те, кто отвечал в СССР за воспитание и просвещение подрастающего поколения, не очень любили комиксы – рассказы в картинках. В то время предпочитали, чтобы дети и подростки читали книги. Может быть, в этом были свои плюсы, все же чтение лучше всего развивает душу, интеллект ребенка. Дети в 70-е 80-е с удовольствием поглощали Жюля Верна, Беляева, Дюма, и даже «Война и мир» была вполне востребована у школьников.

Но тем не менее комиксы все же проникли в жизнь детей за «железным занавесом»- читатель постарше вспомнит книжки художника Сутеева. Его сказки в картинках печатал журнал «Веселые картинки». В СССР практически не знали ни «Супермена», ни «Человека-паука», но это негативно не сказалось на культурном и духовном уровне советских детей.

Но аниме (фильмы, основанные на японских комиксах-манге) удивительным образом просочилось сквозь «Железный занавес» на экраны кинотеатров в начале 80-х. Правда, мы тогда и слова «Аниме» не знали, зато с удовольствием смотрели за приключениями героев мультфильмов «Корабль-призрак», «Русалочка», «Джек и Бобовый стебель» (его перевели у нас как «Джек в Стране Чудес»), и конечно же, «Кот в сапогах» и «Кругосветное путешествие Кота в сапогах». Последние два фильма плюс «Корабль-призрак» – это первое знакомство советских зрителей с Хаяо Миядзаки, который в то время был художником мультипликатором и до кресла режиссера еще не добрался.

Как и сейчас, тогда не все любили аниме. «Ну что это за мультфильмы такие? Прорисовка-дрянь, глазищи огромные, лица-глупые! И у всех есть зубы, кроме как у людей!»- эти «претензии» к аниме я услышал впервые в году, этак не соврать, в 79, когда в кинотеатре впервые смотрел с мамой

«Русалочку» и «Кота в сапогах». Эту критика раздается и сейчас, последние 30 лет, с пришествием в нашу жизнь всяческих «Покемонов», «Цельнометаллических алхимиков», «Евангелионов», «Атак Титанов» и прочих поделок художников и режиссеров Страны Восходящего Солнца.

От «Снежной Королевы» к «Унесенным призраками»

Но, мы немного увлеклись. Хаяо, как представитель поколения детей войны, всего в жизни добивался сам. И, несмотря на то, что любил рисовать мангу, и у него это, кстати, получалось, после окончания школы поступил в университет Гакусюин на факультет политики и экономики. Время было непростое, и этот шаг был вполне понятен. Тем не менее, еще в школе он знал, что будет режиссером-аниматором. Окончательно он это понял после того, как посмотрел мультипликационный фильм Льва Атаманова «Снежная Королева». Советские мультики в свое время ничем не уступали работам Диснея: ни по красочности, ни по технике. Единственное, Америка - богатая страна, и мультиков там рисовали больше. Но советские мультики обыгрывали Диснея и иногда – всухую. В каждой работе Иванова-Вано, Хитрука, Атаманова, Норштейна и многих других живет главное – Душа. Мы видим, как Герда становится сильной, преодолевает все немыслимые препятствия и спасает своего названого брата: ну совсем, как Тэхиро - своих родителей в «Унесенных призраками», которых превратила в свиней волшебница Юбаба. И что интересное: ни у Андерсена и Атаманова, ни у Миядзаки в фильмах нет однозначно злых персонажей (это, кстати, и сбивает с толку многих людей: история есть, а однозначных злодеев – нет!). И Снежная Королева, и предводительница воздушных пиратов, и колдунья Юбаба, и агент спецслужб и по совместительству король Лапуты - Муска-живые люди, поступки которых мы понимаем. Им не свойственна немотивированная жестокость и зло ради зла. Замечено, что у великих художников и писателей главный герой борется прежде всего со злом в своей душе. И побеждает его.

Гибли и компания

Карьеру аниматора Хаяо начал в «Toei Animation», пройдя профессиональную лестницу с самой первой ступени- художника –фазовщика (создание промежуточных фаз движения героя анимационной ленты). Одна из первых значимых работ, в которой принял участие начинающий мастер, были «Космические путешествия Гулливера». В 1978 году он режиссировал сериал «Конан-мальчик из будущего» (это не тот кровожадный киммериец, которого сыграл в свое время Арнольд

Шварценеггер). В планах было создание фильма по книге Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», но права получить не удалось.

Самый успешный период творчества его начался с 1984 года, когда он создал анимационный фильм по собственной манге- «Наусика из Долины ветров» и в 1986 году вместе с другим известным режиссером и продюсером Исао Такахатой открыл собственную студию «Гибли» , этакий японский аналог «Союзмультфильм» или Диснея, где и смог выпустить свои лучшие работы.

Кстати, работы мастера знают и в Югре. У нас в кинозалах шли его ленты «Ветер крепчает», «Унесенные призраками», «Ходячий замок Хаула» и другие.

«Хайяо Мияздаки вошел в мою жизнь и в жизнь моей семьи радостно и навсегда,-говорит журналист ОТРК «Югра» Павел Иньков.- Так всегда бывает, когда встречаешься с Настоящим Творчеством во всех его проявлениях, главные из которых - подлинная доброта, искренность и мужество, а в визуальном плане- невероятной красоты и сказки Пространство, в котором по-настоящему летают и которое смело пронизывают герои творений Мастера (нашего японского Норштейна, если хотите :)) Сёстры, спасённые волшебным Тоторо, Тихиро, потерявшая и вернувшая родителей, пройдя сквозь недетские страдания, Ведьма из самой доброй службы доставки, хозяйка Ходячего Замка, спасшая своего Хаула, самый хитрый и справедливый Кот в сапогах и многие, многие- яркие и любимые. Две мои дочери- Мария и Виктория выросли на творениях Миядзаки, полиняли уже футболки с изображениями Тоторо, на полках- почти полное ДВД собрание мультфильмов и редкие книги- «Ходячий замок», «Ведьмина служба доставки», альбом «Миры Хайяо Миядзаки». И это именно миры. Головокружительного пространства, братской настоящей любви и добра, побеждающего зло не потому, что так придумано, а потому что так поступают герои этих гениальных творений. Может быть мне, впитавшему с детства произведения Владислава Крапивина, было легче воспринять эти миры, а может быть дело просто в том, что язык, которым вещает Мастер, основан на тех вечных и незыблемых истинах и законах, которые даны нам самим Богом, который- основа любого творчества, ибо сам — Творец.

Что невероятно важно: Миядзаки очень любят и главное умеют ценить на Родине. Найдя в свое время на торрентах абсолютно полное собрание всех творений мастера, обнаружил в «дополнительных материалах» какой- то юбилейный концерт, главным действом которого было попурри на музыкальные темы из мультфильмов, исполняемое, видимо, «Самым Большим детским хором Японии». Огромный зал подпевал и аплодировал стоя. Вот это - Национальное Достояние. Гений добра и пространства».

И с этими словами невозможно не согласиться. Это настоящее искусство. Сначала Великая Советская мультипликация «заразила» Миядзаки, дала ему духовный вектор развития. А сейчас, мы видим, что уже наши режиссеры, писатели многое берут и перенимают у японского режиссера.

Наш топ фильмов Миядзаки для просмотра с детьми

Мы попробовали составить топ-фильмов мастера, которые можно посмотреть со всей семьей в эти новогодние праздники. У нас получился следующий список.

1 место: «Мой сосед Тоторо».

Сюжет ленты одновременно сказочный и реальный. Отец с двумя дочками переезжает в провинцию, в старый дом. Мама их болеет, находится в больнице, поэтому забота об отце и младшей сестре ложится на плечи старшей сестры Сацуки. А ее младшая сестра встречает во время прогулки Хозяина леса-Тоторо, который берет шефство над девочками. С ними происходят волшебные приключения, а мама к концу фильма выздоравливает.


2 место: «Наусика из Долины Ветров».

Действие происходит через тысячу лет после гибели человеческой цивилизации, уничтожившей себя во время ядерного апокалипсиса. Человечество живет в небольших государствах, ему угрожает ядовитая пыльца и гигантские насекомые-мутанты Ому. Спасает человечество молодая княжна Наусика (Навсикая), открывшая тайну леса.


3 место: «Небесный замок Лапута».

По сути, это Жюль Верн, Джонатан Свифт, немного Дюма (совсем чуть-чуть) и Александр Беляев в одном флаконе. Где-то в параллельной вселенной, существует человеческая цивилизация, которая находится на уровне конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Аэропланы, паровые машины. Армия, агенты секретных служб, воздушные пираты, а также двенадцатилетняя девочка Сита и ее сверстник Падзу ищут летающий замок Лапута, остаток грозной древней цивилизации.


4 место: «Ведьмина служба доставки».

Красивая сказка о том, как взрослеют дети. И да, это совсем не «Гарри Поттер». Тем, у кого есть дочери, будет особенно близок фильм.


5 место: «Унесенные призраками».

История-самый большой успех Миядзаки, получившая много наград. Девочка вместе с волшебными друзьями спасает родителей, которых колдунья обратила в свиней. Очень напоминает местами «Снежную Королеву». По поводу смысла фильма один мой товарищ предложил интересную версию:

«Понимаешь, дети в раннем возрасте воспринимают мир, как сказку. Все кругом добрые, все желания (почти все) исполняются. А потом детство вдруг заканчивается. Маленький человечек идет в школу. И мир переворачивается. Некогда добрые родители теперь ругают за плохие оценки, ведут себя по –свински. Учителя требуют и требуют. Приходится очень много заниматься. И маленькому человеку надо научиться не только приспособиться к окружающему миру, научиться преодолевать препятствия, но и не потерять позитивного отношения ко всему происходящему». Верна эта трактовка, или нет, но история, рассказанная Миядзаки, весьма интересна и поучительна.


6 место: «Ходячий замок Хаула».

Современный вариант сказки «Карлик-Нос». Действие происходит, примерно, во времена Первой Мировой войны, естественно, в параллельной вселенной. Здесь и чудеса прогресса: паровозы, линкоры, танки, а также ведьмы и колдуны. Которые тоже должны служить в армии. Один такой колдун пытается откосить от королевской службы во время начавшейся войны. Естественно, его спасает от внутренних демонов и наставляет на путь истинный любовь молодой совсем не гламурной девушки.


7 место: «Рыбка Поньо на утесе».

Современное прочтение русалочки с экологическим уклоном.


Наш топ фильмов Миядзаки для взрослых.

А эти фильмы лучше посмотреть без детей: «Принцесса Мононоке», «Ветер крепчает», «Порко Россо». Первые два фильма-однозначно шедевры. Может «Союзмультфильм», «Мельница», «Анимаккорд» когда-нибудь в ответ


Миядзаки снимут анимационный фильм, скажем, про Королева или Гагарина? У Хаяо же получилось снять мультфильм про авиаконструктора?

Юрий Норштейн, режиссер анимационного кино (взято с портала www.kinomania.ru):

… Один момент очень важный: ведь он всегда везде повторяет: если бы не советский фильм «Снежная королева» режиссера Льва Атаманова, он бы не стал бы режиссером. То есть это еще его благодарность и открытость в отношении русского и советского искусства. Любимый его художник Левитан. Я опять же спросил: «А почему?» Миядзаки сказал: «У нас однажды была выставка из Третьяковской галереи, и я влюбился в живопись этого художника». И я убедился в этом воочию, когда ходил по музею мультипликации, который организован, кстати, при участии Миядзаки. И в одной из комнат, посвященной ему, я вдруг увидел: на камине стоят маленькие репродукции Архипова, Виноградова – русских художников. Не могу сказать, что самой первой линии российской живописной культуры, но в этом его любовь к ней.

Александр Быстров, режиссер самодеятельного театра, Ханты-Мансийск:

– Поначалу, когда каждый из нас ростом с куст малины или чуть выше, мы больше всего на свете любим сказки. У каждого отроду есть счастливая способность любить сказки. Почему так? Может быть, потому, что при встрече со сказкой мы понимаем, что она про нас. Про лучшее, что у нас есть. Про лучшее в нас.

Потом, уже много позже, мы узнаем, что сказки рождаются не сами по себе, а через сказочников. Потом мы узнаем, что сказочников много не бывает. Сказать по правде, сказочников очень мало. Было бы здорово измерять культурную мощь страны в сказочниках. Наверное, в этом случае Россия далеко опередит многих.

Сказочников ни перекупить, ни переманить. Зато можно выкупить сюжет или там сказочного героя ради сериала. Вон японцы выкупили у Эдуарда Успенского права на Чебурашку, то есть на создание сериала о нем. Говорят сериал удался. Впрочем, купить можно не все. Например, никак не возможно сделать серийным «Ежика в тумане». Хотя, если бы за эту задачу взялся родной отец Ёжика Юрий Норштейн, то он бы, конечно бы справился. Но не хочет. Эта сказка сказана.

Как уже говорилось, сказочников много не бывает. Почему у одной страны сказочников целые клумбы, а у другой только по одному, как Ганс Христиан Андерсен в Дании или Астрид Линдгрен в Швеции? Откуда в серьёзной, деловитой стране берётся сказочник? На этот вопрос, похоже, нет ответа.

Наверное, пора заняться вопросом, КАК рождаются сказочники. Почему они появляются среди нас, обычных людей? Что их заставляет заняться сочинением сказок? Откуда они берут темы своих сказок? Чтоб изучить вопрос, так сказать, в практической плоскости надо бы посмотреть жизнь «ныне живущего» сказочника. Взять и рассмотреть, как из японского мальчишки Хаяо Миядзаки вырос всемирно известный сказочник. Не просто сказочник, а мультипликатор, или, как их ещё называют, аниматор.

Хаяо родился 5 января 1941 года в семье можно сказать богатой. Поместье его деда возле Токио простиралось на немыслимые 16 соток. В Стране восходящего солнца такое изобилие и сейчас роскошь. Из этого безмятежного травянистого и плодового рая взяли начало многие наши любимые сказки. Как у детей из фильма «Мой сосед Тоторо», мать Хаяо болела туберкулезом позвоночника. Она выздоровела только после нескольких лет болезни. Наверное, отсюда, из этого страха потерять любимую мать, родилось трепетное отношение сказочника к девочкам, девушкам и женщинам.

На этих сотках маленький Хаяо впервые ощутил себя хозяином сада. Мысли о том, что без заботы сад глохнет, а заброшенные дома и города становятся угрозой для жизни, чудесным образом привели к рождению мультфильмов «Навсикая из Долины ветров» и «Унесенные призраками». Необходимость защищать свою природу от загрязнения и разграбления стали главной темой «Принцессы Мононоке».

Деду Миядзаки принадлежал завод авиазапчастей. Понятно, что эта родовая причастность к авиации, к небу, к полету пронизывает большинство мультсказок, таких как «Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо», «Ветер крепчает».

А преданность взрослых Миядзаки своей работе, болезнь матери, их отсутствие в доме породили у маленького Хаяо его основную тему – борьба с одиночеством. Так родились сказки «Мой сосед Тоторо», «Навсикая», «Ходячий замок Хаула».

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте