×
Блоги

Как в воду глядел писатель

В 2001 году выдающийся русский писатель Валентин Распутин стал лауреатом Международной литературной премии Ф.М. Достоевского. И в своей ответной речи назвал Достоевского «духовником русской литературы», «самым совершенным писателем» и «человеком, как бы принимающим исповедь». Говорил о его даре предвидения, которым, кстати, обладал и сам. Есть очень много общего между этими двумя великими сынами России.

Недавно в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина прошла презентации уникальной книги «Евангелие Достоевского», изданной общественным фондом «Возрождение Тобольска». Об этом событии газета «Сургутская трибуна» уже писала. Я же хочу рассказать об удивительном даре гениального русского писателя и философа предвидеть те или иные исторические события.

Вот уже более четырех лет идут на телевидении политические баталии. Россия - Украина, Украина - Россия. Да и представители Польши и Прибалтики вклиниваются постоянно в нешуточные дебаты. Надоело до чертиков, честное слово! Одно и то же, одно и то же! И многие «делают удивленные лица» из-за политических кульбитов наших соседей, но, как говорил Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».Эти закидоны предвидел и описал ещ в XIX веке Достоевский.

Откроем его «Дневник писателя»: «…по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Начнут же они, по освобождению, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же…».

Как в воду глядел великий русский писатель.

В июне 1880 года Достоевский выступил на заседании Общества любителей российской словесности со своей знаменитой речью, посвященной Пушкину, к открытию памятника поэту в Москве. А после того, как писателю начали петь дифирамбы за его выступление и «похлопывать дружески по плечу» либеральные российские деятели, - те, кто его не любил и даже ненавидел, он написал предисловие к своей речи. Писал как бы от их лица, лица тогдашней просвещенной интеллигенции: «… Мы намерены образовать народ наш помаленьку, в порядке и увенчать наше здание, вознеся народ до себя и переделав его национальность в иную, какая там сама наступит после образования его. Образование же его мы оснуем и начнем с чего и сами начали, то есть на отрицании им всего прошлого и на проклятии, которому он сам должен предать свое прошлое. Чуть мы выучим человека из народа грамоте, тотчас же и заставим его нюхнуть Европы, начнем обольщать его Европой, ну, хотя бы утонченностью быта, приличий, костюма, напитков, танцев. Словом, заставим его устыдиться своего прежнего лаптя и квасу, устыдиться своих древних песен и, хотя из них есть несколько прекрасных и музыкальных, но мы все-таки заставим его петь рифмованный водевиль, сколько бы вы там не сердились на него. Одним словом, для доброй цели мы многочисленнейшими и всякими средствами подействуем прежде всего на слабые струны характера, как и с нами было, и тогда народ – наш. Он застыдится своего прежнего и проклянет его. Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш. Если же народ окажется не способным к образованию, то и «устранить народ». Ибо тогда выставиться уже ясно, что народ наш есть только недостойная, варварская масса, которую надо заставить лишь слушаться…»

Точно такие же выражения о русском народе изрекает ныне и наша прозападная либеральная интеллигенция, назвавшая сама себя российской элитой. Все предвидел великий русский писатель и предупреждал нас, чтобы мы не верили лукавым словоблудам. А мы частенько верим. Верим, а потом «глазами хлопаем». Нам бы почаще книжки Федора Достоевского и Валентина Распутина открывать, да и других великих русских классиков, а не мусолить современное модное чтиво. Тогда, может, и будем понимать, что происходит в стране и в мире. А поняв, сможем что-то изменить в нашем Отечестве.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии