Громко и немного с грустинкой: «Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, не предаст вовек свою первую мечту…», потом — обязательно застольно-веселую «Дедушка-летчик все зовут меня…», ну и частушки — куда же без них. С аккордеоном он управлялся так же умело, как с огромной стальной птицей, словно напоминая самому себе и окружающим легендарную фразу любимого киногероя: «После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Ни один праздник в кругу семьи или друзей не обходился без песен Бориса Колотова — одного из выдающихся летчиков югорской гражданской авиации. Он приехал из южных краев страны в маленький и деревянный Ханты-Мансийск еще в начале 70-х, чтобы внести огромный вклад в освоение и становление Севера. Работая пилотом-инструктором, он воспитал не одно поколение первоклассных летчиков, отдав авиации больше 40 лет.
Еще мальчишкой он вместе с матерью пережил страшную немецкую оккупацию. Видя, как в воздухе советские асы бьют фашистов, твердо решил: «Стану летчиком». Азы воздушного дела стал постигать в 1959 году в краснодарском аэроклубе, затем было Кировоградское военное летное училище и пилотирование легендарного Ил-28, который тогда был пионером советской военной реактивной авиации. Во время очередного полета после отработки бомбометания у самолета не вышло шасси. Борис Колотов успешно посадил Ил-28 на брюхо, сохранив и жизнь, и самолет.
С активным развитием в Советском Союзе гражданской авиации и с появлением на регулярных авиарейсах Як-40, Борис Колотов принял судьбоносное решение — переучиться на пилота первого в мире трехдвигательного пассажирского самолета. Он отдаст «Яку» 25 лет, налетав более 20 тысяч безаварийных часов, подготовив десятки командиров и вторых пилотов для окружной авиации. Признавался, что тяжелее всего было переучивать пилотов Ан-2: им при посадке обязательно нужно было видеть землю, поэтому Борис Николаевич закрывал им все шторки в кабине, заставляя садиться исключительно по приборам.
В середине 90-х в Ханты-Мансийске не было ни одного человека, кто хотя бы раз не летал на Як-40, за штурвалом которого был Борис Колотов. Надежный, честный, душевный — и требовательный к себе и окружающим. Так о нем отзывались коллеги, добавляя про любящего мужа, заботливого отца двоих сыновей и деда.
Кстати, внука он иногда брал с собой на работу. Поэтому на выходные ханты-мансийский мальчишка на зависть сверстникам мог запросто слетать искупаться, например, в Анапу. «Только ничего в кабине не трогай», — напутствовал дедушка-летчик.
А как-то во время очередного полета, когда самолет попал в грозовой фронт, он пригласил в кабину жену, чтобы показать стихию во всей красе. После того как молния ударила совсем рядом, супруга очень испугалась, а он успокоил: «Не волнуйся, она два раза в одно место не бьет, значит, туда и полетим».
«Заслуженным почетом и уважением пользуется Б. Н. Колотов у товарищей по работе. Но столь же непримирим он и на своем общественном посту, ведь основная задача возглавляемого им совета инспекторов состоит в контроле за соблюдением безопасности полетов», — писала о летчике 40 лет назад «Ленинская правда».
Борис Николаевич Колотов вышел на пенсию в 61 год, посвятив всю свою жизнь тому, что любил, — небу. А несколько лет назад его не стало. Конечно, на смену «Якам» пришли более технологичные зарубежные и российские лайнеры, изменилась и система подготовки пилотов. Но летчики из поколения в поколение передают заветы легенды югорской авиации — честно и добросовестно выполнять свою работу. Ведь главное в их миссии — безопасность тех, кто на несколько часов доверяет им свою жизнь.