×
Блоги

Новая реальность. О плюсах и минусах цифровизации

О цифровизации сегодня не говорит и не пишет, только лишь ленивый. Я тоже хочу озвучить свое мнение в общем хоре дискуссии. Я не являюсь ярым адептом цифровизации, но и в противники не спешу записываться. Во-первых, прекрасно понимаю, что прогресс не остановить, и нравится это кому-то или не нравится, но новые технологии уже вошли в нашу жизнь. И прекрасно понимаю, что нелепо сегодня уподобиться луддитам и вдребезги колотить компьютеры, андроиды, и прочие электронные прибамбасы. «Цифра» начинает доминировать. Это факт.

Дьявол кроется в деталях

Впервые термин «цифровизация» появился в 1995-ом году, когда американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского университета озвучил понятие «цифровая экономика».

Цифровизация представляет собой процесс перехода предприятия или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства, основанных на информационных технологиях. Прошло 25 лет и сегодня эксперты говорят, что мы, по сути, живем в цифровом обществе, а коли так, то в ближайшем будущем вся информация о каждом человеке будет доступна тем, кому это требуется.

Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться. Итак, цифровизация — это переход на цифровые носители информации, сбор данных и накопление их в единых базах. То есть, на смену бумажным архивам, требующим огромные площади для хранения со специализированной мебелью, в которых следует поддерживать определенный температурно-влажностный режим, идут цифровые. Все наши данные заносятся в персональный файл, в так называемое «личное дело», куда можно внести не только ФИО, паспортные данные, место работы, кредитную историю, но и все вашу личную жизнь: аккаунты, все поездки, покупки, доходы, перемещения, сообщения, разговоры, переписку. Кроме того, сегодня современные технологии позволяют отслеживать человека, где бы он ни находился, и чтобы он ни совершал. Существующие системы распознавания могут определить каждого из нас в любом месте, причем не только по фейсу, по средствам платежа, но даже и по походке. То есть, цифровизация являет собой комплексную программу с очень широкими возможностями. Казалось бы, вот оно счастье — ни бумаг, ни долгих хождений по инстанциям, ни стояния в утомительных очередях, наши персональные данные фактически везде, нажал на кнопку — получишь результат. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. При фактически неограниченных возможностях, которые дает нам «цифра», бумага из нашей жизни так и не ушла.

Через портал Госуслуг сегодня зарегистрированные пользователи могут оплатить налоги, штрафы ГИБДД, судебные задолженности и госпошлину со скидкой в размере 30 %, причем, не выходя из дома. Удобно еще и то, что в личном кабинете хранится история транзакций, а также все чеки. Такие чеки не выцветают, как говорится, далеко ходить не надо, они всегда под рукой. Но в случае необходимости, нам все равно придется их распечатать.

Придя в банк, мы можем оплатить госпошлину, но примеру, распечатать счет оплаты госпошлины без предоставления справки с синей печатью невозможно. Также без справок невозможно воспользоваться целым рядом других государственных услуг. Впрочем, это тоже не суть важно, хотя получение различных бумаг и справок отнимает немало времени. Беда в том, что мы без паспорта и шагу не шагнем. Я не говорю о том, что при покупке авиа- и железнодорожных билетов мы должны передать свои паспортные данные. Тут не поспоришь — безопасность превыше всего! Сомнению не подлежит, что и в государственных, образовательных и медицинских учреждениях, эти данные также необходимо представить. Но зачем нужны наши паспортные данные, к примеру, транспортным компаниям, осуществляющим курьерскую доставку? Разве водительского удостоверения будет недостаточно, или ИНН, СНИЛС?

Кто нас защитит?

Сегодня персональные данные стали достоянием всех услуг. Мы оставляем их постоянно: чтобы оформить заказ в интернет-магазине, взять кредит в банке, устроить ребенка в детский сад, зарегистрироваться в соцсети или подписаться на рассылку. Но когда человек оставляет свои данные, он должен быть уверен, что его данные не разместят в открытом доступе, а телефон не передадут кому-то без разрешения. Увы, полной гарантии нет, потому что сегодня нет надежной защиты наших данных.

В 2000 году Владимир Путин подписал Окинавскую хартию Глобального информационного общества. Определенная часть положений этого документа была учтена в Стратегии информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212. Уже тогда 12 лет назад, было известно о необходимости разработки правовых норм, которые бы отвечали возможным угрозам цифрового государства, особенно, что касается утечки данных. Тогда очень много говорилось о приоритетах национальной безопасности, впрочем, и сегодня эти заявления продолжают звучать. Но ни тогда, ни сейчас, ни один из действующих в рамках развернувшейся полным ходом цифровизации документов, проектов не дает понимания, каким образом будут обеспечиваться все эти меры. Нас успокаивали – перейдем на отечественные софты, и все будет в ажуре. Но пока наши госплатформы перейдут на отечественное программное обеспечение, мы со всеми нашими персональными данными можем стать глобальным достоянием.

Оптимисты уверяют, что каждый из нас уже давно засветился своим цифровым следом в виртуальном пространстве. Но одно дело — наследить в соцсетях, на коммерческих платформах, приобретая товар, и совсем другое, когда персональные данные о регистрации, составе семьи, наличии движимого и недвижимого имущества становятся частью глобальной информационной системы. Воспользоваться ими сегодня, как показывает практика не так уж и сложно. И периодически всплывающие в СМИ скандалы, связанные с утечкой персональных данных, уже не новость. Так в 2019 году Роскомнандзор буквально вынужден был оправдываться за утечку персональных данных индивидуальных предпринимателей из налоговой службы. Суть проблемы в том, что после регистрации в ФНС в качестве ИП на гражданина обрушивался шквал звонков от разных банков. Причем, звонки начинаются ещё до того, как предприниматель получил документы о регистрации в ФНС. То есть утечка проходит в режиме реального времени и банки видят новых ИП в том момент, когда информация о них появляется в базе ФНС. Хорошо, если только банки могут воспользоваться нашими данными, но нередко нечистые на руку личности используя их, оформляют кредиты и ипотеки, открывают фирмы-однодневки, прогоняя через них огромные средства в оффшоры.

Во благо или как?

Тем не менее, государство прочно взяло курс на тотальную цифровизацию. Но мы по-прежнему, где надо и где не надо обязаны предъявлять паспорт, делая данные этого документа фактически общедоступными. Кстати, несколько лет назад в практику ввели единый электронный документ, - УЭК, чипированную карту, которая содержит персональные данные и прочие обязательные сведения о нас. Казалось решение найдено: теперь можно избежать множество бюрократических моментов на подаче заявок и сэкономить много времени, не нужно держать с десяток подтверждающих документов, а многие операции можно провести и вообще дистанционно. Проект свернули – минусов было больше чем плюсов. Теперь много говорят об электронном паспорте, проект будет запущен уже в 2021 году.

Авторы проекта заявляют, что система пройдет все необходимые аттестационные и сертификационные испытания на соответствие требованиям к защите информации, содержащей персональные данные, и только после этого будет введена в эксплуатацию. В качестве положительно примера приводят страны ЕС и отдельные государства СНГ, где подобная практика с оформлением выдаваемых гражданам пластиковых носителей электронного паспорта уже давно и успешно существует. Будем надеяться, что с введением электронного документа станет меньше различных бюрократических проволочек.

Разработчики заявляют, что кибер-паспорт упростит доступ к электронным услугам, в том числе и государственным. Он станет ключом к «цифровому профилю» гражданина, на котором будет храниться вся персональная информация — ведь, как известно, планируется создать единый реестр данных всех жителей страны. С одной стороны, это, безусловно, удобно: множество сведений о нас будут храниться в одном файле, а не в разных местах. Это упростит жизнь контролирующим органам, параллельно облегчит и нашу жизнь: например, не надо будет мотаться по чиновным конторам и выстаивать в очередях, собирая разные справки. Хотелось бы верить, что так и будет. Действительно, удобно прийти в МФЦ и без всякой нервотрепки и волокиты, без потери времени, без кучи бумаг и документов получить искомую справку, выписку, какую-либо еще бумажку. Как говорится — пришел, предъявил, получил. Если это так и будет на деле, то цифровые технологии в помощь всем нам.

Популярные посты. Автор: Инна Бирук
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии