Сегодня с экспертами обсуждали информационную войну в гибридных условиях военной спецоперации на Украине. Столкнулась с ощущением что мы не все представляем себе с каким именно противником и в каком виде мы воюем, и почему у нас возникают сложности в этом направлении.
На Украине существует и действует 72-й и 83-й центры информационно-психологических операций (до 2014 года часть разведки ВМС Украины), занимающиеся проведением информационно-психологических мероприятий против сил противника.
Структура ЦИПсО ВМС (данные открытых источников) включает:
- аналитический отдел
- отдел наблюдения и специальных действий
- отделение печатной пропаганды
- отделение информационно-компьютерных технологий
- отделение телекоммуникационных сетей
В качестве целей действий заявлены увеличение протестного потенциала, формирование устойчивого недовольства, подрыв доверия к военно-политическому руководству РФ и дискредитация органов власти, снижение психологической устойчивости российских военнослужащих и членов их семей, обострение нестабильности, повышение количества акций протеста и неповиновения на фоне недовольства действиями властей.
Результатом должна стать потеря управления, экономические потрясения, изменение позиции [России] на мировой арене, требование импичмента Президента.
В период ведения боевых действий, граждане России могли столкнуться с такими видами информационно-психологического давления как:
- таргетированная реклама с призывами свержения власти;
- реклама, маскирующаяся под государственные заявления с недостоверной информацией, нагнетающая панику (дефолт, общая мобилизация, изъятие вкладов и т.д.);
- рассылки жестоких и шокирующих материалов. Подобное демонстрирование материалов эксперты по военному праву считают нарушающими нормы международного права, в частности Женевской конвенции;
- звонки пользователям с мошенническими целями: обмен и вывод денег на подставные кошельки. Напоминаю, что большинство печально известных звонков из "служб безопасности банков" производились именно с территории Украины, с поддерживаемого государством позволения отъема денег у граждан России. По данным "Сбера", злоумышленники ежемесячно крали со счетов россиян от трех с половиной до пяти миллиардов рублей. После старта спецоперации число звонков снизилось практически на 70%.
- ложные новости о потерях российской армии;
- DDOS-атаки на сайты государственных учреждений, сайты СМИ, сайт ГосУслуг.
- взлом и слив в общий доступ баз данных, взлом личных аккаунтов.
В 2017 году 83 ЦИПСО разместил 6 заявок на выполнение информационно-пропагандистских акций на сумму 663 тысячи гривен. В 2020 - заключил три договора сроком до конца года по оказанию услуг SMM на сумму около 500 тысяч гривен.
Как мы видим, финансируемое и профессионально подкованое в вопросе психологии, СММ, СЕО, таргетинга и IT-технологий объединение оказывает довольно сильное и не прекращающееся влияние на российской общество на протяжении вот уже 8 лет. К сожалению, противопоставить на данном уровне мы можем только низовую частную инициативу, разоблачение фейков от СМИ и официальные опровержения недостоверной информации. Это работа с позиции защиты.
Помимо ЦИПСО, в информационной войне участвуют и организованные сообщества таргетологов, настроенных антироссийски. По данным экспертного сообщества, на прямой закуп таргетированной рекламы с момента начала спецоперации было потрачено несколько миллиардов рублей. Речь идет о более, чем тысяче площадок. Обычно в рекламные сети входят сайты СМИ, популярные среди пользователей онлайн-кинотеатры, в том числе пиратские, а также сайты магазинов, развлекательные порталы и т.д.
Независимыми российскими хакерами была найдена общедоступная ссылка на google doc, в которой собрана вся необходимая информация для участников масштабной медиакампании против России. Здесь можно найти ссылки на украинские СМИ, которые нуждаются в продвижении, аккаунты ботов с логинами и паролями, с которых пользователям рассылались антивоенные сообщения и сообщения с фейками про Минобороны, тезисы и конкретные указания, какие посты и на какие аудитории расшаривать. Примечательно, что данная ссылка распространяется в закрытых и открытых телеграм-чатах и каналах маркетологов и таргетологов, которые называются «крео фермами».
По сути это «фермы креатива», где различные пользователи готовят вбросы и фейки по ситуации вокруг специальной военной операции, а затем распространяют их с помощью публикаций в телеграм-каналах и таргетированной рекламы в различных сообществах в Фейсбуке, инстаграме и ТикТоке.
Считаю, помимо борьбы со следствиями, нам необходимо работать и на опережение, о методах такой работы можно будет размышлять только при наличи идеологического аспекта в государственной повестке. Привлечение к этой работе не только журналистов, но и профессиональных психологов, медиа и смм специалистов, экспертов различных уровней и специализаций, а так же, что особенно важно, бюджетов, позволило бы вести работу на опережение на достойном уровне, а не ограничиваться флешмобами и сменой аватарок. Что конечно безусловно важно, но недостаточно. А пока можем только изучать ссылки, слитые документы и регламенты работы ЦИПСО в сеть.
Так же, хотелось бы призвать вас всех к критическому, взвешенному и по возможности, объективному мышлению. Проверяйте источники, не ввергайтесь в эмоциональную панику, берегите себя.