×
Блоги

Симфония шестидесятой параллели


Четыре эмоции, которые я испытала на премьерной программе седьмого Международного фестиваля искусств в Сургутской филармонии.

Разочарование

Или, как минимум, сомнения в собственной профессиональной компетенции. Коротенькую новость-напоминалку в газету о том, что в Сургуте в седьмой раз стартовал Международный фестиваль «Шестидесятая параллель», я написала и отдала в печать за несколько часов до самого события. Надо признать – в газете так порой делается, иначе новость покроется мхом, прежде чем попадет к читателю. Заметку я написала с утра, употребив глаголы прошедшего времени и слова типа «вчера» и «накануне», в типографию номер ушел ближе к пяти вечера, а сам концерт начался только в семь. Риски исказить информацию были минимальными – по сути, я только расшифровала афишу, и то не всю, а только две первых программы. Заголовок родился тоже легко: «Рок-симфония шестидесятой параллели». Но в самый последний момент слово «симфония» я решила заменить словом «опера» - звучит привычнее, да и на странице меньше места занимает. И вот это сделала абсолютно зря! Первый вариант заголовка бил прямо в точку.

Что стало поводом для эмоции номер два, которая по хронологии и стала предпосылкой для эмоции номер один. Ой, сама запуталась и вас запутала! Короче, если по порядку, все проходило так: в течение рабочего дня я сформировала газетный номер, в том числе написала заметку, что фестиваль стартовал, вечером отправилась на концерт. Первое отделение провела в восхищении – Сургутский симфонический оркестр не слышала уже года полтора. Даже забыла, как сильно он вырос в профессиональном плане за семнадцать лет своего существования.

Денис Шаповалов в первом отделении выступил только с одним произведением, принесшим ему мировую славу и первое место в международном конкурсе им. Чайковского – вариации на тему рококо Чайковского для виолончели с оркестром. Но это не было «малостью»: данному концертному номеру многократно аплодировали всемирно известные концертные залы, и зал сургутской филармонии 1 октября не стал исключением. Номер у публики зашел на «ура»! Но в самом начале второго отделения к восхищению добавились еще два чувства: разочарование, о котором я написала выше, и еще одно.

Удивление

То, что во втором отделении Шаповалов выступит в качестве композитора и дирижера, для меня новостью не было – сама же и написала утром. Но вот произведение, которым он продолжил свой концерт, сразило наповал во всех отношениях. Главные из которых его история и название. Специально для сургутского фестиваля маэстро написал [та-дам!] симфонию в стиле рок! Произведение, которое я предугадала в заголовке, но от этой идеи отказалась.

Кстати, термину «симфония» в полной мере соответствует вся программа седьмого фестиваля. При детальном изучении афиши понимаешь: он составлен по жестким канонам классической симфонии.

Судите сами. Симфония состоит из четырех частей, первая из которых наиболее действенна и активна. И, как правило, построена на контрастах. Смотрим афишу фестиваля. Первые два концерта – Денис Шаповалов и Даниил Крамер. Классический исполнитель и джазмен. Но оба – с программой в стиле рок! На мой взгляд, с описанием первой части симфонии совпадение полное.

Вторая часть – лирический центр симфонии, адажио. «Область размышлений о жизни, судьбе, любви, смерти, о природе» по академику Астафьеву. Не уверена, что концертные программы контрабасиста Михаила Дзюдзе («Странствуюший контрабас», 17 октября) и гитариста Егора Свеженцева («Путешествия с гитарой») будут слишком лиричные, но поводов для размышлений дадут безусловно. Совпадает с описанием? Будем считать, что да.

Смотрим третью часть – скерцо (менуэт), в которой находят отражение игровые и танцевальные досуги человечества, досуги быта. Смотрим афишу – концерт струнного квартета им. Глинки из произведений Шостаковича, Стравинского и др. (3 ноября) и [внезапно! Хотя все же Год театра, да и структура симфонии предполагает] – премьерный спектакль Сургутского музыкально-драматического театра «Гроза» по пьесе Островского в постановке московского режиссера Петра Орлова.

Совпадает? Полностью.

И финал. В симфонии это марш или гимн, погружающие в атмосферу коллективного действия или праздника. А в сургутском фестивале – это концерт фольклорных произведений народов мира нашей уже бывшей землячки Кристины Руденченко (21 ноября) и программа «Северные настроения» нашего симфонического оркестра, которым будет дирижировать норвежец Тородд Вигум, а солировать – датский пианист Пол Эйде.

«Концертная программа объединит страны, которые роднит географическое положение на 60й параллели. Уникальный формат фестиваля подарит гостям редкую возможность обитать в одном мультикультурном пространстве, наполненном проникновенной нордической музыкой», - говорится в программке.

Коллективный праздник? Еще какой!

Восторженное любопытство

Это четвертое чувство, которое я поймала, угадав особенность программы седьмого фестиваля. Восторг – от ее продуманности. Любопытство – а правильно ли угадала. Теперь очень хочу проверить.

Упс. Эмоций тоже оказалось четыре. Какая-то симфония чувств.
Популярные посты. Автор: Маргарита Стройнова
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии