Журналисты в России часто сталкиваются с тем, что их называют лжецами. Вовремя коронавирусной эпидемии такие настроения только усилились. Люди не верят данным о заболевших, не верят даже в существование выздоровевших, а интервью с одной из таких сургутянок сочли фейком. Аудиторию трудно винить в этом, ведь мы все привыкли не доверять не только власти и СМИ, но и в целом друг другу. И на то есть причины.
На днях мне пришлось столкнуться с одним из самых отвратительных эпизодов потери доверия, который, без сомнения, на меня сильно повлияет в дальнейшем. Я получила звонок по объявлению, выложенному на одном из ресурсов по продаже б/у вещей. Продавала детский велосипед, и была уверена, что человек с дружелюбным голосом на другой стороне провода искренне интересуется моим товаром и хочет приобрести его для своего чада.
Реализуя товар действительно в очень хорошем состоянии, я охотно и с участием отвечала на вопросы, так как думала об интересах потенциального покупателя, в подробностях рассказала, где велосипед можно забрать и в какое время. А затем меня попросили назвать номер карты, чтобы сразу перевести деньги, потому что по номеру телефона сделать перевод, дескать, не получится... И, якобы, «заботливый» покупатель от своей гиперответственности хочет оплатить покупку заранее. Тут мне в мгновение стало все понятно, и после того, как я спросила: «Вы потом еще CVV-код попросите?» — мой собеседник, конечно же, бросил трубку. Хорошо еще, что не облил меня традиционными оскорблениями, которыми мошенники одаривают тех, кто не дал себя надурить.
Казалось бы, в случившемся не было ничего экстраординарного. О таких сценариях циничного обмана я читала не раз не только в интернете, но и слышала об этом от ближайших знакомых. Недавно даже смотрела Ютуб-ролики, где люди записывали разговоры с такими бессовестными дельцами.
И я, смотря на это, представляла, как поиздеваюсь над мошенниками, если получу такой звонок. Я думала, что смогу сразу разоблачить их нехитрый план и, включив роль наивной жертвы, заставлю их попыхтеть в попытках украсть мои деньги.
Но в первом же случае, подвернувшемся мне, я не смогла проявить никакой смекалки, а только испытала отвратительное послевкусие обмана. Меня будто бы окатили ведром холодной воды. Пару минут после я просто смотрела в одну точку и прокручивала произошедший диалог в голове еще раз. Это было крайне неприятно, в следующий раз, получив звонок от реального покупателя, я не поверю ему с первых слов, потому что буду помнить об этом обмане. Не удивительно, что люди, которые были хоть раз так обмануты, не верят окружающим, а если подобный трюк мошенников обернулся еще и какими-то последствиями, то о доверии к людям можно забыть надолго.
То же самое с журналистами, властями и даже с соседями.
Вы заметили, что люди давно перестали общаться и знать в лицо тех, с кем живут на одной лестничной клетке? И уж точно почти никто не открывает свою дверь тем, кто пришел одолжить соль или муку... Такого сейчас попросту не случается. Не так давно я тоже испытала на себе порцию недоверия от тех, с кем проживаю в непосредственной близости уже не первый год.
В чате нашего дома моя соседка по подъезду задала вопрос, не потерял ли кто-то на улице определенную модель телефона? Я тут же спросила, есть ли фото телефона, потому что ребенок у меня как раз находился на прогулке с такой же моделью гаджета. В ответ услышала, что фото не дождусь, потому что тот, кто потерял устройство, сам знает, как оно выглядит. Сначала я даже немного оскорбилась таким недоверием соседки, а потом, оценив ее поведение, поняла, что оно вполне оправдано.
Когда ты то и дело сталкиваешься с примерами мошенничества, приходится быть начеку и не открывать все карты первому встречному. И этот замкнутый круг недоверия трудно разорвать. От многочисленных публичных психотерапевтов мы сегодня слышим, что для того, чтобы быть счастливыми, мы должны учиться доверять окружающим. И все бы рады довериться, но ведь никто не хочет потерять честно нажитого имущества или деньги и даже просто почувствовать себя одураченным. Это, мягко говоря, очень неприятное ощущение.