В стране реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы». Студенты и школьники получают теоретические знания и решают конкретные прикладные задачи. Директор департамента образования и науки Югры Алексей Дренин рассказал нашему корреспонденту о том, как в регионе растят будущих инженеров.
Инженером быть модно
– Мы знаем, что в России сейчас дети активно вовлекаются в инженерные проекты. Как обстоят дела в автономном округе?
– Вовлечение ребят в инженерное творчество и пропаганда инженерно-технических профессий – одна из задач педагогов Югры. Осуществляется подготовка команд окружного уровня для участия в проектных и компетентностных соревнованиях, массовых всероссийских олимпиадах и конкурсах и интенсивных тематических образовательных сменах.
Сейчас запускается сеть из 55 математических кружков. Образовательная программа «Математика для начинающих» охватит 1000 ребят 3–4 и 5–6 классов, будет доступна 29 образовательным организациям во всех муниципалитетах региона.
Проект математических кружков позволит создать корпус учителей, интересующихся и желающих работать вне школьной программы по математике и информатике, сформировать слой интересующихся и активных школьников. Академия «Летово» (Москва) подготовила для этого 50 югорских учителей.
Также в новом учебном году запускается сеть из 72 технологических кружков для 1132 обучающихся из 69 образовательных организаций округа, реализующих программы подготовки к Национальной технологической олимпиаде по 5 профилям:
«Технологии беспроводной связи», «Интеллектуальные энергетические системы», «Инженерные биологические системы», «Геномное редактирование», «Научная медиакоммуникация». 100 педагогов прошли повышение квалификации и будут стажироваться в Сургутском госуниверситете.
Выявляем и поддерживаем
– Как в автономном округе поддерживают талантливых детей и молодежь?
– С детьми и молодежью, проявляющими выдающиеся способности по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт», ведется совместная системная работа всех структур трех департаментов: образования и науки, физкультуры и спорта и культуры. Ядром такой системной работы является Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Югре, работающий по распределенной модели, в которую вошли ведущие организации Югры в сфере образования и науки, искусства и физической культуры и спорта. Ежегодно на базе центра проводится около 50 профильных интенсивных образовательных программ и региональные проектные смены.
Например, проектные школы НТИ по профилям национальной технологической олимпиады: информационная безопасность, разработка компьютерных игр, 3Д- моделирование, геймдизайн, геномное редактирование, инженерные биологические системы, интеллектуальные энергетические системы, технологии беспроводной связи, научная медиакоммуникация. А в проектной школе «Креативные индустрии» ребята занимаются разработкой компьютерных игр, 3D- моделированием и пишут сценарии к играм.
Юные таланты участвуют и в инженерной компетентностной олимпиаде по профилям: «Цифровые технологии в архитектуре», «Урбанистика», «Большие данные», «Новые материалы»; региональной компетентностной олимпиаде «Югорская кванториада», конкурсах научно-технологических проектов «Большие вызовы» и «Молодой изобретатель Югры». Кроме того, существуют проектные школы: «Государственное и муниципальное управление», «Джуниор АйТи», форумы «Наноград» и «Читайбург».
Благодаря этим программам у детей есть возможность познакомиться с актуальными профессиями, экспертами и компаниями, почувствовать себя на переднем крае науки и знаний, включиться в проектную деятельность, попробовать решать задачи по-другому и мыслить под разными углами. Участие предполагает активную работу и возможность реализовать востребованный проект.
Обеспечиваем доступность
– А как вовлечены в науку ребята из сельской местности?
– Во всех муниципальных образованиях Югры с целью повышения качества системы дополнительного образования, в первую очередь, в сельской местности, и полноценной реализации модели выявления, поддержке одаренных детей, созданы муниципальные ресурсные центры, работающие по модели Регионального центра и консолидирующие ресурсы трех отраслей – образование, искусство и спорт.
Расширение сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе в сельской местности и малых городах, включая создание условий для образования детей в области информационных технологий в автономном округе, осуществляется за счет создания сети детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования для детей «АйТи-куб». Сейчас в Югре 6 стационарных, 3 школьных и 2 мобильных детских технопарков и 5 «АйТи-кубов».
Кроме того, мы создали новые места для допобразования в Белоярском, Березовском, Кондинском, Октябрьском, Советском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах и городах Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нягань, Урай, Радужный и Ханты-Мансийск. Это означает, что численность обучающихся возрастет на 10 125 человек.
Сертификат стал почасовой
– В нашем регионе уже прочно обосновался социальный сертификат для получения допобразования. Расскажите о нем.
– Ценность дополнительного образования в состоит в том, что оно дает школьникам почувствовать важность обучения в школе, обнаружить свои склонности и таланты, повысить собственный статус в глазах сверстников, развить лидерские качества, повысить знания во многих областях, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, а также дает возможность успешнее подготовиться к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Дополнительные общеобразовательные программы в Югре реализуют 1 110 образовательных организаций, в том числе 275 негосударственных и индивидуальных предпринимателей, из них 246 являются участниками системы персонифицированного финансирования. Проще говоря, работают по социальному сертификату.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 189-ФЗ для детей сертификат стал более удобным в использовании, его баланс выражается не в денежном эквиваленте, а в часах недельной нагрузки, приходящихся на одного ребенка. Органы местного самоуправления определяют максимум недельной нагрузки для ребенка по общеразвивающим программам, который оплачивается за счет средств бюджета, в среднем номинал составляет 5 часов в неделю.