Книжки для особенных детей продаются по всей России. Как сформировать систему для всестороннего развития ребенка и при этом построить слаженную бизнес-модель? Как из декретного хобби сделать бизнес полного цикла? Сегодня обсудим с Марией Козловской, владелицей студии развивающих пособий «SovaSmartBook», создателем развивающих боксов-книг для детей с особенностями развития и руководителем многопрофильного центра «ВераНВ» из Нижневартовска.
— Мария, по образованию вы коррекционный педагог, но при этом у вас несколько бизнесов, вы чувствуете себя больше — как специалист или предприниматель?
— Сейчас я, наверное, больше предприниматель в разных областях и предпринимательство для меня стало более важным.
Все началось с того, что я работала с детьми с особыми потребностями и затем решила, что неплохо было бы сделать что-то своё для их развития. В 2018 году я родила дочку, ушла в декрет — тут и задумалась. Именно тогда появилась идея создания развивающих книжек. Я начала разрабатывать книги и боксы для родителей, чтобы они могли заниматься с детьми.
Люди находили меня по страницам в социальных сетях. Тогда я создала большое количество боксов: за один день могла сделать до пяти книг, а в месяц их выходило около 30. Часто были крупные заказы, например, боксы, в которые входило несколько книжек — от 10 до 15 для одной мамы особенного ребенка, у которой в городе нет коррекционного педагога. Я подбирала книги в соответствии с его развитием. Это был хороший опыт для старта.
Сегодня у нас есть целые серии коррекционных книг. Есть линейка для воспитателей — в неё включены лепбуки по различным темам, которые могут понадобиться в детском саду. Логопедическая серия включает альбомы по автоматизации и дифференциации звуков. Развивающие книги охватывают формы и цвета предметов, времена года, они стилизованы под известные мультфильмы и компьютерные игры — эти книги сейчас пользуются большим спросом по сравнению с коррекционной линейкой.
Заказы отправлялись не только по России, но и в Беларусь, Казахстан. Был один заказ из Германии.
— Насколько сложно производство таких книг?
— Когда начинала работать, то использовала только руки и ножницы — у меня даже пальцы были в мозолях, потому что не было средств для покупки оборудования. Требовался фотопринтер для печати цветных деталей, ламинатор для бумаги, которую потом вырезаешь. Ножницы, пленка и фотобумага — вот и все расходники.
В пандемийный 2021 год заказов стало больше, объёмы увеличились. Люди сидели дома и задавались вопросом, чем можно заниматься с ребенком? Тогда мы приобрели плоттер — он сам резал детали из бумаги с ламинацией. Нужно было только собирать детали на липучки или кольца, работать с дыроколами. Тогда это казалось выгодным вложением, а после введения санкций оборудование ещё и значительно подскочило в цене.
— Получается, ваши книги предназначены для детей до семи лет?
— На самом деле они для разного возраста. Бывают заказы и для девочек 15-16 лет. Особенно хорошо идут тематические книги с аватарами, по Майнкрафту или по мотивам других компьютерных игр — все зависит от диагноза ребенка, ведь особенности развития могут быть как у детей в 11, так и в 12, 13 лет — поэтому книги подходят для детей любого пола и возраста.
— А как подбираются книги для ребенка? Родители сами выбирают необходимый товар или вы рекомендуете определённые пособия?
— Я обычно выхожу на связь с мамами, потому что невозможно сделать бокс для ребенка с особенностями, не зная его особенностей. Да, это тавтология. С мамами созваниваемся, они присылают все заключения — мне нужно подробно изучить диагноз: для кого этот бокс, что мы хотим получить в итоге.
Определяем, какие промежуточные результаты нужны, на что опираться, на что нам обратить внимание в этом боксе, что мы развиваем, какая задача стоит в данный момент. Запросов на запуск речи много — мамы часто переживают, что «ребенок не говорящий», она ходит по всем инстанциям, принимает все меры к этому.
В таком случае я стараюсь делать бокс, направленный именно на запуск речи. Также могут быть варианты на подготовку к школе, развитие графомоторики или математических способностей.
Если мы берем коррекционное пособие, к примеру, логопедический альбом или альбом обследования ребёнка, тогда человек получает еще и дополнительную памятку — в ней содержится инструкция, как с этим работать, где что брать, на что опираться и с чего начинать. Получается поэтапная работа с этим пособием.
При работе с боксом памятка для родителей вкладывается обязательно! Мы расписываем алгоритм на целый год по месяцам — чтобы родители могли взять бокс и сразу приступить к занятиям, а не искать дополнительную информацию в интернете. Все должно быть под рукой.
— Сегодня вы строите бизнес вместе с партнером. Как вы пришли к данному формату работы?
— С Мариной Нетрусовой у нас очень интересный путь. Она родитель особенного ребенка — у неё сын Ярик. Мы познакомились, когда я её взяла в работу. Затем Марина узнала о том, что у меня есть проект с книжками и предложила помочь. Как помощник вырезала и клеила липучки, когда я не успевала с заказами, а их становилось всё больше.
Когда мы стали участвовать в ярмарках, то решили, что пора переходить в партнеры по бизнесу: распределили обязанности, определили, кто за что отвечает, с 2020 года так и работаем. С тех пор как Марина ко мне пришла, мы проделали огромную работу: увеличили производство, масштабировались. Для меня это не просто партнер, она хороший друг.
Было всякое за годы работы, но сейчас мы находимся в таких отношениях, когда всё чётко.
— Какие для вас важные критерии партнерской работы?
— Должно быть всё честно. Если у тебя накипает, лучше сказать сразу. Мы все адекватные люди и важно обсуждать проблемы прямо и сразу, а не замалчивать. Обсудили, приняли к сведению и идем дальше. То есть должна быть открытость и порядочность, потому что если ты вступаешь в такие отношения, то ты понимаешь, что перед человеком имеешь обязательства — деловые, человеческие, моральные. Это моё видение партнерства.
— Какие у вас планы?
— Мы очень хотим посетить ярмарки в Москве или Питере. Хотим выйти на реализацию в другой город. Пытались выйти в Тобольск и Пыть-Ях, но сложно найти партнеров, которые будут продавать твою продукцию в другом городе. Мы не хотим торопиться.
В нашем бизнесе ощущается постоянная нехватка рабочих рук. Мы всё время находимся в поиске людей, которые могут, например, вырезать элементы быстро и красиво. Мне бы хотелось, чтобы это была ещё и мамочка особенного ребенка, которой эта работа помогла бы зарабатывать.