«Целыми днями сидит у компьютера, все играет! Не оттащишь! Кричишь-кричишь на него – без толку! Отец разозлился как-то, компьютер выключил… Так что тут началось! Он, видите ли, «миссию» не прошел, не сохранилось у него! Расшвырял все, дверями хлопал…». Довольно часто приходится слышать такие обращения от родителей, которые в самом деле растеряны и не знают, как им поступать с зависимыми от компьютера детьми.
Начнем с начала: почему у ребенка появляется игровая зависимость? Чаще всего компьютерные игры являются способом компенсации неудовлетворенных потребностей ребенка. И для того чтобы избавить ребенка от зависимости, а лучше предупредить ее возникновение, необходимо увлечь его чем-то более интересным и, конечно же, изменить свое поведение.
Чего же может не хватать ребенку?
Во-первых, отсутствие новых впечатлений. Жизнь идет своим чередом, но день за днем одно и то же. Порой дети бывают перегружены развивающими и учебными занятиями, и им не хватает времени на собственное хобби, увлечение. И тогда компьютерная игра становится единственным выплеском эмоций.
Во-вторых, отсутствие общения. Такое бывает, когда родители слишком погружены в свои дела, и общение строится только на вопросах «Ты поел?», «Уроки сделал?», «В комнате убрал?». Нет содержательной беседы, обмена мнениями, впечатлениями, отсутствует совместная деятельность детей и родителей. По разным причинам у подростка может быть ограничено и общение со сверстниками.
В-третьих, отсутствие эмоциональной безопасности. Эмоционально неблагополучный ребенок – неуверенный в себе, тревожный, не получающий поддержку в семье и своем окружении – уходит в игру от разочарований жизни, от несчастливой повседневности. Он словно пытается через игру ощутить себя более успешным и значимым.
В-четвертых, потребность в границах и правилах. Если родители не могут четко и твердо выразить свое мнение относительно игр, не устанавливают правил, которые необходимо соблюдать, то ребенок не поймет, чего от него хотят.
Что же делать родителям?
Внесите новизну в жизнь ребенка: гуляйте вместе, посещайте разные городские мероприятия, мастер-классы, творческие и спортивные площадки. Предложите ребенку посетить пробные занятия в студиях и кружках. Привлекайте к приготовлению обеда, ремонту автомобиля, другим повседневным заботам, в которые погружены сами. Дайте возможность принимать самостоятельные решения – что изменить в детской комнате, во что и как играть. Общайтесь с ребенком, но не поучая и контролируя его, а советуясь и выслушивая, расширяйте количество тем для бесед. Давайте ребенку возможность чувствовать себя успешным, одобряйте и поддерживайте его, проявляйте интерес к его делам. Поддерживайте интерес к общению со сверстниками. Помогайте расширить круг общения, подсказывайте, как наладить отношения с друзьями и одноклассниками.
Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, устанавливайте четкие правила. По отношению к компьютерным играм вы можете выстроить границы по времени игры. Более того, если вам кажется, что определенные игры негативно влияют на ваше чадо, если там демонстрируются жестокость и насилие и вас это пугает, то смело говорите о том, что в эту игру ваш сын или дочь играть не должны. Большой проблемой для родителей является выход ребенка из игры. Договоритесь, что выход будет осуществляться по таймеру («после звонка ты сразу выходишь»), или после прохождения определенного этапа игры («выполнил миссию, сохранился и выходи»). При этом ребенок нуждается в напоминании и стимуляции («время вышло, давай выключай»). Интересным ходом для очень увлеченного ребенка будет предложение от родителей написать заметку об игре, записать видеообзор и т.д. Порой это так захватывает, что игра уходит на второй план. К тому же ребенок получает возможность попробовать себя в новой деятельности и стать в ней успешным. Да и вы в его глазах будете выглядеть более современным и разделяющим его интересы человеком.
Опубликованных комментариев пока нет.