Администрация Сургута презентовала три варианта фасада нового здания Городского культурного центра (ДК «Строитель»). Как известно, старое здание будет снесено. Мы редко придерживаемся такой точки зрения, но, кажется, вариант перестройки – это выход для дворца культуры с 50-летней историей. Здание потеряло свой первоначальный вид много лет назад, когда после реконструкции были утрачены мозаика и остекление, украшавшие его изначально, и мы получили безжизненную серую коробку для микрорайонов №18 и №19.
Теперь глянем на варианты, которые предложила городская администрация. Хочу заметить, что тут хотя бы возникает меньше вопросов, чем к прошлому голосованию по проекту реконструкции вокзала. На картинках мы видим три более–менее похожие стеклянные коробочки, которые претендуют стать некой архитектурной доминантой района. Если, конечно, один из трех вариантов воплотится в реальность.
Жители Сургута в социальных сетях отнеслись к предложенным вариантам скептически. В частности, сургутяне высказались, что будущий Городской культурный центр внешне рискует стать копией уже существующих в городе объектов: торговых центров «Вершина» и «Аура». Если город рассчитывает, что стиль Эрика ван Эгераата (архитектора «Вершины») постепенно станет доминирующим в Сургуте, то, возможно, стоило сначала оформить его в некий дизайн–код, провести несколько фокус–групп, исследований и т.д. В общем, по науке. Но, скорее всего, мы имеем дело с бессознательным желанием чего–то красивого. А чего – пока непонятно. Концепции нет. Либо общественности ее пока не представили.
К слову, схожесть вариантов с ТРЦ отмечают и специалисты, опрошенные «Городскими проектами».
– Первый вариант смотрится еще худо–бедно, чем–то схож с филармонией. В целом же, отталкиваться надо от места, где будет расположен объект, и исходить из общего образа района. ГКЦ будет походить больше на крытый рынок или очередной торговый центр. Скорее всего, никто не предусмотрел, как будет смотреться это строение в существующей среде. Вокруг довольно старый район, постсоветская постройка, а посреди этого – трехэтажный стеклянно–гранитный комплекс. Думаю, что это самые стандартные решения, которые применяют ко всем общественным пространствам Сургута: серо и без изюминки. Даже если и будет концепция всего района, в которую бы органично вписывался новый ГКЦ, то я сомневаюсь, что будет согласован тот же материал, что и для ДК. Слишком дорого. Кроме того, малоэтажный ГКЦ рискует потеряться в высотках, если новые дома, которые построят взамен «авариек», будут аналогичны жилью на улице Университетской. В итоге получится, как сейчас происходит с храмом на улице Мелик–Карамова или КСК «Геолог» – они просто теряются на фоне комплекса «Возрождение», – считает проектировщик Антон Котырев.
Из позитивного: к предпочтительности первого варианта склоняется также команда фонда «Городские проекты» в регионах. Опрошенные руководители отделений отметили, что предложенные проекты фасадов далеко не самые плохие.
– Сложно оценить контекстный характер, ценность для жителей, но в целом все выглядит неплохо и довольно современно. Хотя и немного бесхарактерно. Вот мозаика раньше была – она давала уникальность. А тут все сильно приглажено. Если говорить про выбор, то наиболее интересный первый вариант, – резюмировали свое мнение руководители «Городских проектов».
В итоге: среди проектов, которые предложила администрация города, есть за что зацепиться. Но стоит не забывать, что помимо нового Городского культурного центра вокруг будут и другие здания, которые будут создавать (или портить) городскую среду. Вряд ли можно рассуждать о таком большом проекте без общей концепции микрорайона в будущем или дизайн–кода города. Стоит помнить, что качественная городская среда зависит не столько от внешнего вида, сколько от того, какие смыслы она формирует вокруг себя.
Не хочется повторения примера «Вершины»: хороший проект Эрика ван Эгераата стал белым пятном (буквально) для микрорайона, в котором продолжают расти сайдинговые многоэтажки.
Опубликованных комментариев пока нет.