В Югре стали применять практику проведения общественных обсуждений при решении важных для общества вопросов. В газетах писали о том, как выбирали главного врача Ханты-Мансийской окружной клинической больницы, как обсуждали Стратегию социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Возможно, есть смысл провести такое обсуждение и по поводу расположения нового городского вокзала.
Потребности миллионного города
Транспортная сеть всегда имела для северян жизненно важное значение. Живу в Сургуте с 1976 года. Примерно в то время была организована железнодорожная связь Сургута с «большой землей». Открытие здания железнодорожного вокзала (вместо старого, душного и неудобного деревянного строения) было встречено сургутянами с восторгом.
К сожалению, годы эксплуатации показали, что при проектировании вокзала были допущены просчеты, многие из которых можно объяснить резким ростом численности населения города. На момент открытия нового вокзала в Сургуте проживало порядка 100 тыс. человек. Сейчас число только официально проживающих насчитывает 350 тыс. человек, вместе с населением Сургутского района это уже полмиллиона. А ведь присоединение к городу поселков Белый Яр, Барсово, Солнечный – вопрос ближайших лет.
В перспективах развития Западной Сибири на ближайшее десятилетие намечено строительство железной дороги от Екатеринбурга через Нягань до Салехарда, завершение строительства начатой еще Сталиным до Великой Отечественной войны железной дороги Салехард – Надым - Новый Уренгой – Дудинка - Норильск с перспективой продлить ее до Берингового пролива. В ближайших планах стоит удвоение дороги от Тобольска до Ульт-Ягуна. В следующее десятилетие на повестку дня выходит продление участка Сургут - Нижневартовск на восток - до меридианной железной дороги от Красноярска до Дудинки и на запад - через Ханты-Мансийск и Нягань, в направлении Москвы. На сегодня все еще окончательно не выбран вариант: дорога пойдет на запад севернее или южнее Оби? Это значит, что роль Сургутского железнодорожного узла резко возрастет. И не только железнодорожного, а вообще транспортного узла – и автомобильного, и воздушного, и речного. А значит, такие вопросы надо проектировать исходя из потребностей миллионного города.
Не вокзал - транспортный узел
Сегодня необходима реконструкция как самого здания вокзала, так и (особенно) реконструкция привокзального хозяйства. Учитывая все вышесказанное о перспективах развития транспортного узла в Сургуте, необходимо, на мой взгляд, приступить к проектированию комплексного пассажирского транспортного терминала, включающего: реконструкцию существующего вокзала, междугородного автовокзала, вокзал международного аэропорта, станцию будущего метрополитена, автобусную связь с городским пассажирским речпортом. Расположенный вокруг единой площади (при этом возможен вариант под крышей), такой транспортный узел будет очень удобным для пассажиров. В него нужно включить гостиницы и медицинский терминал.
Не секрет, что многие больные, отправляющиеся на лечение в другие города или наоборот – домой после лечения, будут пользоваться автобусами, поездами, самолетами. Не всегда возможно по финансовым причинам и безопасно передвижение такого больного легковой машиной. Персонал медицинского терминала сопроводит больного, позаботится о нем, обеспечит его билетом, посадит в транспортное средство, окажет при необходимости медицинскую помощь или будет поддерживать связь с лечащим учреждением и консультироваться с ним. Этот терминал сможет выполнять роль укомплектованного специалистами и оборудованием медицинского пункта и для обычных пассажиров.
Для размещения такого терминала у города имеется подходящее место. Напротив железнодорожного вокзала есть заброшенные производственные площади, которые сегодня превращены в свалку. Там можно поэтапно построить все предполагаемые объекты.
Долгий вопрос
Все автобусы, отправляющиеся с вокзала, двинутся по назначению, не заезжая в город и не создавая дополнительных проблем для и без того перегруженного автомобилями Сургута. На восток, до направления на Нижневартовск, дорога уже имеется – ее просто нужно расширить. На запад придется строить дорогу до поворота железной дороги к Обскому мосту, чтобы автобусы, едущие на юг, не проезжали через город. Эта новая дорога, обходящая сам транспортный узел, направит транспортный поток Северо-Юга страны в обход города.
Речь идет о перспективах развития Сургутского отделения Свердловской железной дороги – по сути, с учетом предстоящего железнодорожного строительства, о Югорской железной дороге.
На сегодняшний день станция может принимать одновременно только два пассажирских поезда. При этом только один перрон – первый – расположен на уровне пола вагона. Второй перрон крайне неудобен и травмоопасен: забраться с него в вагон без посторонней помощи взрослым, детям, беременным и инвалидам невозможно. Не говоря уже об инвалидах на колясках. Переход на второй перрон осуществляется через пешеходный мост. Разбитый, с травмоопасными ступеньками. Если поскользнешься и полетишь вниз… до перрона точно доберешься инвалидом. Если вообще выживешь.
Сегодня на железнодорожной станции часть поездов простаивает на подступах к Сургуту в ожидании освободившегося перрона. Так, скорый поезд «Ямал» (Москва - Новый Уренгой) простаивает на станциях (фактически разъездах, так как посадка-высадка пассажиров не производится) Ай-Ягун (22 минуты) и Островная (30 минут). Из 10 часов пути от Тобольска до Сургута фирменный поезд простаивает целый час!
Смешно и грустно: пассажирский поезд Казань - Новый Уренгой преодолевает участок Демьянка - Сургут протяженностью 285 км за восемь часов с почти двумя часами простоев на разъездах. Это значит, что средняя скорость там – 37 км в час. Двести лет назад и то быстрее ездили поезда…
«Метро?!» - «Метро»
Я упомянул о станции метро. Ничего смешного в этом предложении нет. У виска крутили пальцем, когда в 1989 году мы говорили о создании в Сургуте университета. Университету уже четверть века. Вряд ли кто-то сегодня в Сургуте поставит под сомнение необходимость его открытия. Так будет и с сургутским метрополитеном. Говорят, что в Сургуте болото, песок, но в том же Питере почва и того хуже. Просто сегодня, проектируя и строя новые микрорайоны, надо предусматривать и площадки под будущие метростанции. А это значит, что уже сегодня надо выделить средства для изучения проблемы геологии, транспортных потоков, разработать маршруты будущих метролиний, предусмотреть расположение метростанций и места выхода на поверхность. Эти места можно использовать пока как скверы для прогулок, стоянки автомобилей, детские площадки.
О том, насколько экономически выгодно и технически оправдано строительство метрополитена в Сургуте, можно спорить. Это тема отдельного разговора, с которым, кстати, затягивать не рекомендую.
Обращаюсь к главам города и района, к городским и районным депутатам с просьбой отнестись к этому обращению, к этому предложению с полной ответственностью. Вам необходимо принять решение, которое на многие годы определит жизнь ваших сограждан. Это решение, по сути дела, станет векторным – как и в каком направлении будут развиваться наш город и регион. Правильное или ошибочное решение примете – покажет время.
Обращаюсь к властям округа, в том числе к депутатам думы Югры, - поддержите нашу идею, дайте городу транспортный узел, достойный называться современным.
Помните: скупой платит дважды!
Опубликованных комментариев пока нет.