В продолжении нашего литературного проекта «Югра сквозь века» мы расскажем вам о первых упоминаниях Югры в древнерусских летописях и попытках новгородцев обложить данью северные народы.
Потомки Иафета
Первое упоминание нашего региона в русских летописях относится к 1096 году и содержится в самой главной древнерусской летописи «Повести временных лет» Нестора Летописца. В ней автор повествует о том, встречался со знатным новгородским посадником Гюрятой Роговичем, и тот рассказал ему о северном походе своего слуги, которого он послал собирать дань в Печору.
«И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую, Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в полунощных странах… Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них».
Несторже, как истинный верующий (не забываем, что это был XI век) сообщил Гюряте что эти югричи – есть потомки Иафета. (Согласно библейским преданиям – Иафет был одним из сыновей Ноя, которому достались «в удел» северные земли. Однако обитатели тех мест были слишком дикими «ели скверну всякую, комаров и мух, кошек, змей, и мертвецов не погребали, но поедали их, и женские выкидыши, и скотов всяких нечистых» и поэтому по преданию, Бог стремясь огородить их от всего цивилизованного мира воздвиг «великие горы» и запер их там до конца веков с помощью царя Александра Македонского, который для надёжности установил в горах медные ворота и залил их сунклитом (легендарным сплавом, который нельзя было разрушить ни огнём, ни железом).
Битва за меха
Шли годы, а полусказочные богатства Югры всё больше и больше привлекали внимание новгородцев, к 1114 году обложившим данью уже всех своих ближайших соседей. Как сообщает нам Ипатьевская летопись: «Живы ещё старые мужи, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах: спадает туча и из той тучи выпадает белочка, а из другой оленьцы и вырастают они и расходятся по земле». Но вовсе не «оленьцы» привлекали внимание древних русичей - они стремились в Югру за дорогими мехами соболя, песца и горностая, идущего на мантии королей в Западную Европу, получая за своё «посредничество» огромные деньги.
Стремясь покорить Югру новгородцами было предпринято несколько походов на север, правда согласно Первой Новгородской летописи, все они поначалу были неудачными. В 1187 году — отряд новгородцев был истреблен в Печоре «пали головы у ста доброименитых», а в 1193 году за «Камнем» т.е. за Уралом, в Югре был перебит почти весь отряд воеводы Андрея (Ядрея). А случилось это так:
«В то же лето пошла из Новгорода в Югру рать с воеводой Ядреем. И пришли в Югру, и взяли город, и пришли к другому городу. И заперлись югричи в городе, и стояли новгородцы под городом 5 недель. И выслала к ним Югра парламентеров, обманом говоря так: мы собираем для вас серебро и соболей, и иные богатства, поэтому не губите своих смердов и своей дани». Но они обманули их югричи сначала изрубив послов - 12 лучших мужей, а потом накануне праздника Святой Варвары (4 декабря по старому стилю), захватив ещё 80 мужей и также убив их».
Летопись сообщает нам, что это произошло во многом из-за предательства некоторых участников похода, которые «тайно держали связь с князем югорским» и также рассказывает, что уже через год оставшиеся в живых воины отомстили им: «И тогда пришли оставшиеся из Югры и убили Сбышку Волосовича,Негочевича Завида и Мстислава Поповича, а другие виновные от смерти мехами откупились».
Послесловие
Стоит отметить, что в русских летописях XI-XIV веков термин «Угры» произносился как «Югра» и обозначал название народа, а также саму страну, населённую этим народом. Так огромная территория Югры находилась согласно древним летописям «На восток от Печоры, несколько южнее полуношной страны (современного ЯМАЛА), где жили самоеды (ненцы) у Студёного моря (Северного ледовитого океана). Со временем, а точнее в XIV веке в письменных документах появится новый термин для определения наибольшей группы народов Югры: «Вогулы» (манси), а спустя 200 лет выделится и другая группа «Остяки» (ханты). Это связано с тем, что в это время происходил этногенез угорского общества – формирование двух новых народностей. Манси, на тот момент обладали бОльшим социально-экономическим потенциалом, чем их соседи лесные ханты так как помимо охоты и рыболовством занялись ещё и скотоводством.
О том, как противостояли эти два народа завоеванию, их общих корнях, а также о формировании их былин и преданий, дошедших до наших времён в письменном виде мы расскажем в следующих номерах газеты.