Выбран регион
×
Общество
0

«Университет равных возможностей»: Ректор СурГУ - о доступности вузов для студентов с ограниченными возможностями

«Наша миссия, опираясь на неиссякаемую веру в человеческие способности, дать молодежи с ограниченными возможностями здоровья доступ к качественному профессиональному образованию, доступ к успеху». Этот тезис, который по праву можно назвать программным, принадлежит директору головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, члену комиссии при президенте РФ по делам инвалидов Александру Станевскому. Ученый озвучил его на всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, взаимодействие» в СурГУ. Представители организаций различных ступеней образования, органов управления и общественных организаций Сургута убеждены в необходимости совершенствовать инклюзивное образование, что продемонстрировала, в частности, и научная конференция. Одно из направлений его развития - внедрение в высшей школе Создание в вузах условий, гарантирующих доступность и качество образования для ребят с ограниченными возможностями здоровья, приобретает с каждым годом все большую актуальность.

О перспективах высшего инклюзивного образования в Сургуте рассказал ректор СурГУ Сергей Косенок.

- Какие условия сегодня созданы в СурГУ для студентов, имеющих ограничения по здоровью?

- С 2016 года на базе нашего университета работает Центр инклюзивного образования.  Он необходим для социализации, воспитания, образования и поддержки обучающихся с инвалидностью в университете. Отмечу, что  из 63 человек с ограничениями здоровья, получающих высшее образование в Югре, более 50% обучающихся – студенты СурГУ. Ребята выбрали разные направления и специальности. Считаю, что это показатель не только востребованности программ образования, предлагаемых университетом, но и достаточно хорошего уровня подготовки ребят в общеобразовательных учреждениях города и региона в целом. Я не стану рассказывать об условиях, обеспечивающих образовательную деятельность в университете, а они, на самом деле, достаточно хорошо продуманы и адаптированы для студентов.

- В чем суть работы Центра инклюзивного образования?

- Стратегия работы Центра инклюзивного образования заключается в реализации проекта «Инклюзивное образование в условиях сетевого взаимодействия». Уверен, что профессионализм при организации инклюзивной среды, необходимой для реализации принципов инклюзивного образования, формирования инклюзивной культуры и, конечно, инклюзивного общества, во многом определяется именно научным подходом к ее формированию. Действенность такого подхода мы доказываем,  взаимодействуя с учеными таких авторитетных в России вузов, как  Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный психолого-педагогический университет. Налажена связь со Всероссийским обществом глухих (Нижневартовск), фондом  «Благодарю», клиникой «Геномед»,  школами №8 и 18, Городской социальной службой, Городским обществом инвалидов и другими организациями.

article_surgu.jpg

- О чем говорили на конференции, прошедшей в СурГУ?

- Чтобы обеспечить высокое качество  высшего образования для обучающихся  с особыми образовательными потребностями, необходимо  не только укрепить, но зачастую разработать нормативно-правовое, организационно-информационное и научно-методическое обеспечение реализации инклюзивного образования в высшей школе. Эффективно и своевременно это можно осуществить, используя преимущества создающегося уже в настоящее время сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц  в области инклюзивного образования. Научно-практическая конференция, прошедшая в СурГУ, убедительно доказала и необходимость активной деятельности такого сообщества, и готовность заинтересованных организаций создать его с целью совершенствования инклюзивного образования в городе. В СурГУ формируется опорная площадка по проведению технологических, обучающих, методических, информационных мероприятий для педагогов образовательных организаций – партнеров. Отмечу, что ученые университета разработали ряд программ курсов повышения квалификации в сфере инклюзивного образования.

Уверен, эффективность высшего образования и  особенно инклюзивного во  многом зависит от консолидации сторон, представленных в кластерной модели «детский сад – школа – колледж – вуз – предприятие»  

Уровень координации  деятельности этих сторон во многом определяет для ребят с инвалидностью путь к успеху. На конференции, которая прошла в СурГУ, представители каждого звена данной модели взаимодействия не только продемонстрировали готовность к сотрудничеству, но и уже делились опытом организации такой деятельности. Специалисты дошкольного учреждения уже наладили тесное сотрудничество с общеобразовательными  учреждениями города: это лекции по семейному воспитанию, мастер-классы по продуктивной деятельности, экскурсии.

Профессионально и с огромной душевной щедростью работают с обучающимися с особыми образовательными потребностями учителя и педагоги  школы №18 под руководством Елены Валериевны Калгановой. В школе эффективно функционирует центр дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие выпускники школы становятся студентами СурГУ.

- Удается ли студентам с ограничениями по здоровью найти себя во внеучебной деятельности? 

- Конечно. Считаю, что одним из условий для закрепления в университете принципа инклюзивной среды – «научения жить вместе» – является как учебная деятельность, так и активное участие в жизни университета. Студенты СурГУ – единый коллектив, в структуру студенческого совета входит Ассоциация студентов с особыми возможностями. Ее председатель –  Анастасия Саградян, студентка института экономики и управления. Активная жизненная позиция Анастасии проявляется в стремлении поддержать всех ребят в их желании стать специалистами в выбранной сфере деятельности. Планируется, что Анастасия в этом году примет участие в осенней сессии «Университета инклюзивного добровольчества», которая пройдет в ТюмГУ.

С 2017 года в университете успешно работает студенческий клуб «ПУТЬ» (подготовка успешных тьюторов). Ребята на заседаниях клуба стремятся разобраться в самых сложных вопросах развития общества. Президент президиума – Данила Кашапов – студент института экономики и управления. Участие в работе клуба –  прекрасная возможность совершенствовать коммуникативные навыки критического мышления.

                 Дмитрий Душкин и Ян Шкулка — студенты института гуманитарного образования и спорта — гордость не только окружного, но и российского паралимпийского движения. В 2016 году на альтернативных Паралимпийских играх, которые были проведены в подмосковном Новогорске  для спортсменов, отстраненных от участия в Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро, Дмитрий, мастер спорта международного класса,  установил новый мировой рекорд по толканию ядра. Вместе с другими призерами альтернативных игр Дмитрия наградили почетной грамотой президента РФ, которую Владимир Владимирович вручил ему лично. Ян Шкулка, мастер спорта, в 2016 году в городе Гроссето (Италия) установил рекорд Европы по метанию копья, а в прошлом году побил его на чемпионате России. А совсем недавно, в апреле, на всероссийских стартах Ян занял первое место по метанию копья, а Дмитрий – первое место по толканию ядра.
                 Вот такие будущие специалисты обучаются в СурГУ! Студенты, дающие нам пример высокой инклюзивной культуры и помогающие выстраивать инклюзивное общество.
                 А в том, что в вузе успешно развивается инклюзивное образование, – огромная заслуга профессорско-преподавательского состава. Весь наш коллектив и всех, кто развивает инклюзивное образование, объединяет неиссякаемая вера в человеческие возможности.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$