×
Общество
0

Первоклассные хлопоты: готовность номер один

Ребенок научился считать и читать, значит, он готов идти в первый класс? Для успешной адаптации в школе важны и другие составляющие. 
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта», – шутят многие родители. В этом году в числе 25 600 будущих югорских первоклашек и моя дочка. Кажется, я сильнее, чем она, волнуюсь в ожидании 1 сентября: не испугается ли? Достаточно ли подготовлена? Как сложатся отношения в школе? Думаю, подобные вопросы волнуют многих пап и мам. Готовность ребенка к первому классу можно определить по трем составляющим – физическому развитию и здоровью, специальной подготовке и психологической готовности. Разобраться в них нашему корреспонденту помогла директор Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи в Ханты-Мансийске Ирина Бондарева. 
Будьте здоровы!
Для будущего первоклассника очень важно хорошее самочувствие: нормальное физическое и нервно-психическое развитие, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, развитая мелкая моторика руки.
– Если у ребенка нет хронических соматических заболеваний, то он будет редко пропускать занятия по причине болезни, и материал, который он должен усвоить, не будет выпадать. Перед тем, как ребенок пойдет в школу, родители при необходимости должны его оздоровить, – говорит Ирина Григорьевна. 
О состоянии здоровья будущего первоклассника вы можете узнать из уст педиатра, что-то может рассказать воспитатель, тренер секции. В любом случае, лучше внимательно отнестись к самочувствию будущего школьника, чтобы у него были силы грызть гранит школьных наук. 
Пиши-читайка
Критерий специальной подготовки к школе – это то, за что очень беспокоятся многие родители. Речь идет о формировании элементарных математических представлений, навыках, связанных с обучением грамоте. Все эти знания дают в детском саду воспитатели.
Например, по математике ребенок должен считать от одного до десяти, знать геометрические фигуры.
В области русского языка – различать согласные и гласные, единственное и множественное число, живое – неживое, мужской, женский род и многое другое. 
По окружающему миру – знать названия птиц, овощи, фрукты, времена года.
– К концу детского сада родителям стоит расспросить у воспитателя, что ребенку далось легко, где есть пробелы, которые можно подтянуть за лето, – советует Ирина Бондарева. – Если ребенок не посещал детский сад, его нужно записать в учреждения дополнительного образования, которые занимаются подготовкой детей к первому классу. Лучше сделать это заранее.
Управляйте эмоциями
Некоторые ошибочно считают: вот мой ребенок научился считать и читать, значит, он готов идти в первый класс. Но не тут-то было! Оказывается, одних знаний недостаточно. Умение общаться, выполнять поставленные задачи, управлять эмоциями, отвечать за свои поступки – это и многое другое входит в третий критерий готовности к школе: психологический. 
Насколько он важен – судите сами. В прошлом году пошел в первый класс сын моей соседки – Павлик. Буквально через одну учебную неделю мы встретились и разговорились.
– Представляешь, сегодня вызвали в школу: Павлик залез под парту и просидел там весь урок. И оказывается, это уже не в первый раз! Учительница не выдержала и позвонила мне. Что с ним делать? Он вообще не хочет заниматься, на уроках рисует! – сокрушалась знакомая. 
Павлик в сентябре пойдет во второй класс: он уже не залезает под стол, но и стремления к учебе пока не проявляет. Такое поведение говорит о незрелой эмоционально-волевой сфере. Если ребенка не приучили в дошкольном возрасте быть ответственным, то он начинает действовать по принципу «не хочу – значит не буду». 
– Эмоционально-волевая сфера формируется прежде всего в семье. Поэтому родители должны с раннего возраста учить ребенка планировать свою деятельность, – рекомендует Ирина Григорьевна. – Давайте детям посильные поручения – это может быть поливка цветов или выгул собаки. Пусть он выполняет это дело регулярно. Объясните, что, если он не будет поливать цветы, они погибнут. 
Стиль воспитания ребенка всегда дает свои плоды. Поэтому важно уметь находить в общении с ним золотую середину. 
Учитесь жить дружно
Умение общаться, работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми тоже относятся к психологической готовности ребенка к школе. 
Если малыш посещал детский сад, то навыки общения должны быть сформированы во время развития коллективной игровой деятельности. Но даже если ребенок не ходит в детский сад, нужно, чтобы он учился общаться со сверстниками. Отпускайте его во двор, водите на кружки и секции. 
В общении большую роль играет самооценка ребенка, которая во многом зависит от родителей. Если папа и мама превозносят чадо по каждому пустяку, то оно непременно будет считать себя пупом земли. Вряд ли у такого ребенка в школе появится много друзей. Трудно сходятся со сверстниками дети с заниженной самооценкой – им, наоборот, кажется, что они хуже остальных, они стараются нигде не участвовать, быть в тени. Поэтому формируйте у ребенка адекватное самовосприятие, тогда ему будет легче сойтись с одноклассниками. 
Учитель – ваш союзник
«Вот, опять ребенка в школе ни за что отругали» – эту фразу мне довольно часто приходится слышать от «заботливых» мамочек, которые не допускают мысли о том, что их ребенок может вести себя неправильно. 
Умный родитель не станет делать из педагога врага, он станет ему другом, будет прислушиваться к рекомендациям, а затем поможет ребенку устранить пробелы в учебе или будет работать над его поведением. Многие проблемы лучше устранять сразу, пока идет период адаптации к школе.
– Обязательно нужно беседовать с учителем по поводу успеваемости ребенка. Во втором классе, когда пойдет оценочная система, ему будет сложнее наверстать упущенные знания, – говорит Ирина Бондаренко. 
В завершение – о еще одной важной составляющей психологической готовности, школьной мотивации. Не нужно заострять внимание ребенка на том, что, когда он пойдет в школу, у него будет ранец, красивая форма, яркие аксессуары и тому подобное. Для него это будет важно только на первоначальном этапе. А потом, когда он к этому привыкнет, сам процесс учебы будет не так интересен. Не вызовет жажду познания и такая форма мотивации: «у тебя появятся новые друзья, вы сможете играть на переменах». Тогда ваш ученик только и будет дожидаться звонка с урока, чтобы пообщаться с одноклассниками. 
Самая правильная мотивация – когда ребенок четко понимает, зачем идет в школу. Отсюда рекомендация родителям – объясните ребенку, что все предметы пригодятся в жизни, даже самые нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Замечайте успехи и помогайте преодолеть неудачи. Ребенок должен чувствовать, что вы рядом. Если еще в дошкольном возрасте вы поддержали его в познании нового, сами имеете широкий круг интересов, то первоклассник пойдет в школу с желанием учиться.

k_kommentariyu_vospitatelyasvetlana_shushunova.jpg   Светлана ШУШУНОВА воспитатель детского сада № 17 «Незнайка», Ханты-Мансийск

- Подготовка ребенка к школе начинается с азов самообслуживания в младших группах. Если малыш не приучен самостоятельно одеваться и обуваться, то родители будут вынуждены приезжать в школу и помогать ребенку. Также дошкольник должен уметь убирать за собой рабочее место.
Что касается умственного развития, то знания, умения и навыки приобретаются не за месяц и даже не за год. В каждой возрастной группе свой минимум, который дошкольник должен освоить. Так постепенно формируется прочный фундамент, с которым ребенку будет проще в школе. Это знания по общему и интеллектуальному развитию, основы математики, память, речь и еще множество составляющих. Но кроме этого важно, чтобы будущий школьник еще и умел общаться со сверстниками. В детском саду этот навык формируется в средней группе, когда появляются друзья и малыш начинает строить взаимоотношения. Дети учатся соблюдать правила игры, что помогает соблюдать их и в жизни. Также нужно научить ребенка слышать взрослого, выполнять его поручения. 
Настрой ребенка на учебу во многом зависит от родителей. Не стоит вызывать страх перед школой: «Вот придешь – там тебя перевоспитают!» Или, наоборот, надевать на чадо розовые очки: «Все будет прекрасно, у тебя будет красивый ранец, форма, много друзей». Это чревато разочарованиями, когда ребенок поймет, что нужно еще и трудиться. Чтобы первоклассник пошел в школу с удовольствием, нужно пробудить в нем любопытство к знаниям: «В садике ты узнал о бабочках и кузнечиках, а на уроке вы изучите еще больше интересных насекомых» и так далее. 
Родители должны поддерживать ребенка на пути к знаниям и помогать преодолевать трудности.

Теги статьи: #Готов идти в первый класс?

Автор текста: Ирина АХМЕДОВА   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии