×
Общество
0

Александр Викулин: «Это был высший пилотаж»

Читать «Новости Югры» в

Начальник центра организации воздушного движения – о том, как небо и земля Сургута принимали «Русских витязей»


Знаменитая пилотажная группа в понедельник вылетела из Сургута домой. Перед этим «Русские витязи» решили совершить круг почета над городом. Многие жители видели истребители в небе. Большое внимание к пилотам со стороны жителей и властей города не оставило равнодушными именитых летчиков. На прощание они пошумели над Сургутом, пролетев дружным клином. Как признались «Русские витязи», в северном городе вопреки погоде им было тепло. И они обещают вернуться.

– В том, что они прилетят, я уверен на двести процентов. Во–первых, они сами признались, что чувствуют некий долг перед сургутянами, хотя в день вылета исполнили шикарный показательный полет над городом. Во–вторых, тоже по их признанию, они влюбились в Сургут, в город и его людей, – говорит начальник Сургутского центра организации воздушного движения Александр Викулин.
Именно его диспетчерской службе пришлось во всех смыслах  разруливать небесные потоки в дни визита пилотажной группы из боевых самолетов, совместно с наземными службами сургутского аэропорта организовывать быт гостей, а также много–много общаться. О том, как это было, Александр Викулин рассказал журналисту «Сургутской трибуны».

Город с закрытым небом

– Сложностей было очень много. Аэропорту Сургута пришлось даже создать специальную рабочую группу под руководством генерального директора Евгения Дьячкова, в которую наша служба движения тоже вошла. Диспетчеры отвечали за безопасность демонстрационных полетов, которые должны были пройти в период планового закрытия аэропорта. Небо над Сургутом тоже должно было закрыться на очень определенный установленный срок – на время проведения воздушного шоу. Ни один борт не мог ни приземлиться, ни вылететь.

 Был ли шанс, что выступление в Сургуте все же состоится?
– С момента прилета 18 сентября «Витязи» не прекращали мониторить погодные условия. Если бы хоть какой–то разрыв случился, они бы непременно вылетели. Как только такой разрыв случился в небе Нижневартовска, они тут же вылетели четверкой истребителей. Когда они вернулись, мы их дозаправили и полтора часа ждали: вдруг все же удастся организовать выступление и в Сургуте и принять решение о вылете. Когда погода улучшилась совсем немного, командир группы Андрей Алексеев принял решение, что будет пилотировать один.  Хотя бы просто для того, чтобы отдать дань уважения сургутянам: ведь выступления ждали тысячи людей.

 Почему не получилось выступить хотя бы четверкой, как в Нижневартовске?
– Облачность в тот день была очень низкой. У пилотов бы просто не получилось взаимодействовать между собой, а время взаимодействия при таких полетах составляет доли секунды. Минимальное расстояние при пилотировании в группе составляет всего один метр! Для нас, работников авиации, даже когда они взлетают в паре – это уже потрясающие впечатления. Потому что мы лучше остальных понимаем, насколько это сложно. В гражданской авиации такого попросту не бывает.

С заботой о пассажирах

 Как в это время работал аэропорт? 
– По специальному графику. Ведь все это время мы не переставали надеяться, что «Витязи» взлетят. Регулярные рейсы перенесли на четыре, семь, десять часов. Нам начали звонить авиакомпании с претензиями, что пассажиры будут недовольны. В этой ситуации мы приняли, по сути, уникальное решение: согласовав вопрос с Москвой, мы отменили временной режим и ввели кратковременные ограничения.

 А в чем разница?
– Она очень большая. Согласно федеральным авиационным правилам, этот прием используется крайне редко. Он позволил нам ограничивать взлеты и посадки других самолетов не на часы, а на интервалы в пределах одного часа: тридцать, сорок, пятьдесят минут.

 Представляю, что тут творилось, когда ограничения снимались...
– Было очень приятно видеть, когда мы дали Алексееву команду–разрешение на запуск двигателя, а он остановился и дождался полной посадки пассажирского боинга, хотя его самолет уже находился на рулежной дорожке.
 
Единой семьей

 Какое в принципе впечатление сложилось у вас о «Русских витязях»? Удалось пообщаться?
– Кроме командира Андрея Алекссеева, весь состав группы практически все время находился у нас в центре – и 15 летчиков, и 35 человек инженерно–технического состава. За 37 лет работы в авиации такого удовольствия от профессионального общения я не получал. Но если бы не работа служб аэропорта, один бы я этот визит не потянул, особенно работа наземных служб. Любые просьбы и пожелания группы выполнялись моментально. Такое взаимодействие напомнило мне годы службы в Сургутском объединенном авиаотряде, когда мы работали как единое целое – одной семьей. Гости отметили, что так, как в Сургуте, их никто и никогда не принимал. Говорят, что диспетчеры в других аэропортах нередко ворчат, что «Витязи» создают им дополнительные сложности в работе.

 А ваши специалисты не ворчали?
– Как можно? Мы же знали, что для города это колоссальный праздник. Все смены были максимально укреплены наиболее опытными работниками, чтобы обеспечить безопасное выполнение демонстрационных полетов. Да и как ворчать на героев? Ведь все они – пилоты с боевым опытом, половина технического состава прошла службу в Сирии... Кстати, один из истребителей был резервным. Я спросил у командира: «Для чего? На случай, если какая–то из машин выйдет из строя?». Он ответил: «Нет. Вдруг кому–то из группы завтра придется в Сирию улететь». Да и люди какие! Их глаза горят небом!


Выполнение полетов государственной авиацией регламентировано очень строго. Воздух должен быть полностью свободен от летательных аппаратов в радиусе десяти километров от места проведения выступления пилотажной группы. Категорически запрещены даже дроны и беспилотники. Есть особые требования ко временным интервалам взлета и посадок и другие профессиональные моменты работы диспетчеров. Со штурманами отдельно оговариваются все препятствия. И не только в месте проведения шоу, но и по пути следования к нему (в Сургуте это, к примеру, трубы ГРЭС). Все опасные точки, высоты заносятся в план полета

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.

Автор текста: Маргарита Стройнова, Ирина Швец   Автор фото: Ирина Швец

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии