Вы смотрели фильмы об Индиане Джонсе, о поиске загадочных артефактов и захватывающих приключениях?
Сегодня многих детей манит мечта стать археологом,побывать на раскопках и совершить неожиданные открытия. Первые шаги в этом направлении можно сделать уже сегодня, по крайней мере школьникам Нижневартовска.
Первые шаги в науку
В пяти школах города стартовали уроки от настоящих археологов. Напомним, что они появились в расписании учеников пятых классов благодаря проекту общества «Сибирское наследие», который называется «Познавательно-факультативный курс «Занимательная археология Югры».
- Долгие месяцы подготовки не прошли даром. Преподавателями курса стали Владимир Панин, учитель истории и обществознания из гимназии №1, и археологи Александр Белослудцев и Тимур Шуляк. Они познакомили учеников гимназии с особенностями науки археологии и провели по увлекательному миру археологических раскопок благодаря интерактивным практическим заданиям. Напомню, что программа курса включает четыре урока: три занятия в школьной аудитории и один в краеведческом музее, - сообщила руководитель «Сибирского наследия» Алсу Дозморова.
Наибольший интерес у гимназистов вызвало практическое задание по отработке навыков выявления и расчистки артефактов. Полигоном для интерактивной части обучения стали импровизированные уменьшенные макеты раскопов. Школьники разделились на группы и вооружились лопатками, кисточками и перчатками. Под зорким оком специалистов ребятам предстояло найти и расчистить артефакт, как на настоящих раскопках.
Реставратор в классе
Удивительно, но археологи сделали свои открытия прямо в гимназии №1.
Их поразил уровень знаний учеников. Например, пятиклассник Илья Бакин со знанием дела отвечал на вопросы преподавателей и после урока остался побеседовать с ними. Оказалось, мальчик очень увлечен историей и в будущем планирует стать археологом. Уже сегодня он знает, что в торфяных болотах артефакты сохраняются гораздо лучше, чем в земле, в том числе предметы органического происхождения, такие как дерево и ткань. И хобби у него необычное: обожает ставить разнообразные опыты, выращивает плесень и грибы.
Археолог Тимур Шуляк пригласил Илью для начала в гости, а позже и к участию в настоящих археологических экспедициях.
Попробовали себя пятиклассники и в роли реставраторов. Владимир Панин, познакомил своих учеников с основными вехами в развитии современного человека. А археологи «Сибирского наследия» Александр Белослудцев и Андрей Колозников рассказали о важности керамики как основного источника археологического познания и презентовали несколько вариантов керамических сосудов, стилизованных под древнюю посуду.
Но самое интересное преподаватели оставили на «закуску»: ребятам предстояло выступить в роли археолога-реставратора и попытаться собрать и склеить керамический сосуд. Разделившись на группы по четыре человека, школьники с увлечением принялись подбирать фрагменты керамики и соединять их, как кусочки необычной мозаики.
Сохраняя память
Школьники уже поняли, что главная задача археологов - сохранить то, что осталось от исторического наследия. Их работа состоит из двух частей: поиск археологических памятников и раскопки. Не бывает так, что археологи выехали в чисто поле и начали копать - этому предшествует большая подготовка. Ведется архивная работа, изучаются труды предшественников, собираются сведения о случайных находках, обрабатывается картографический материал. И только потом - выезд в поле.
- Благодаря прошедшим экспедициям в нашем распоряжении немало артефактов, датированных с V тысячелетия до н.э. до этнографической современности. Все они найдены на территории нашего региона. Коллекция, насчитывающая свыше 30 артефактов, уже оцифрована, - сообщила Алсу Дозморова.
Уроки по археологии продолжаются. Наверняка они поспособствуют тому, что в Югре среди школьников появится немало тех, кто захочет связать всю свою жизнь с археологией, изучать многовековую историю края.
Опубликованных комментариев пока нет.