- Я был одним из учредителей этой организации. Думал, что на год займу место председателя, чтобы не порушилось все, а потом затянуло, - вспоминает сегодня Рафаиль Ульбеков. - На сегодняшний день в числе приоритетных направлений у нас – сохранение татарской культуры и языка. Большой культурный вклад вносит ансамбль народной песни и танца «Сандугач». Многие дети там занимаются. Огромное спасибо их родителям, которые активно себя проявляют. Что касается сохранения языка, то для этого у нас работает воскресная школа. Дети начинают осознавать, что, кроме русского, у них есть еще один родной язык. И в их семьях придают этому большое значение.
Для них все гости - званые
У национально-культурной автономии татар есть свой большой дом. Расположился этнический центр на улице Бажова. При нем работает воскресная школа, здесь же проводят репетиции участники народного ансамбля «Сандугач». Отдельного внимания заслуживает богатая библиотека. Здесь есть литература татарских классиков, справочники по изучению языка, истории, культуры. В этом татарском доме все гости званые, и необязательно при этом быть одних кровей. Члены правления общества подчеркивают, что национальная принадлежность значения не имеет. Если есть желание познакомиться поближе – двери автономии всегда открыты. Кстати, об истории. Даже в современном мире появление татар многие связывают с нашествием татаро-монгольского ига. Хотя предки у этих народов - совершенно разные.
- Я был бы совсем не против считаться потомком великого Чингисхана, легендарного завоевателя и полководца. Но, увы, это не так. Наши предки в основном были булгарами, а татарами раньше называли всех, кто приходил из-за Урала, - развенчивает мифы Рафаиль Ульбеков. – Историю нужно знать. Хотя... человека украшают дела и поступки, а не национальность.
Учат в школе
Чтобы знать свой род и племя, вот уже третьему поколению сургутских татар историю, литературу и ряд других предметов преподают в воскресной школе. Она работает с 1995 года. К удивлению учителей, в этом году пришло много детей четырехлетнего возраста. Младшие занимаются в первую смену, старшие – во вторую. Сохранение языка сегодня имеет для татар большое значение. С каждым поколением носителей родной речи становится меньше, особенно вдалеке от исторической родины. Между отцами и детьми появляется языковой барьер. Бабушки и дедушки владеют татарским идеально, их дети усвоили разговорный, а вот внуки уже с трудом воспринимают язык на бытовом уровне. Хотя надо отметить, что в большинстве сургутских татарских семей дома стараются разговаривать на родном языке, поэтому и среди молодежи многие его знают.
Но и воскресная школа при национально-культурной автономии татар вносит свой существенный вклад. Ведь часто за парты садятся не только дети, но и взрослые. Педагоги здесь с большим опытом, стараются разнообразить учебный план, подавать материал в игровой форме. Как и в обычной школе, здесь проводят тематические праздники. В национально-культурной автономии татар вообще привыкли жить в тесном контакте друг с другом. Ребята, которые приходят в воскресную школу, вступают в ряды артистов ансамбля. Так и прирастает молодыми дарованиями большая татарская семья.
Соловьиная песня
Настоящим достоянием культуры татарского народа является сегодня ансамбль народной песни и танца «Сандугач», в переводе на русский язык это слово означает «соловей». Коллектив был создан в далеком 1984 году. Вот уже тридцать три года артисты через свои песни, танцы и театральные постановки передают все богатство культуры своего народа.
Ни один национальный праздник Сургута не обходится без участия этого коллектива. С момента становления ансамбль окреп и занял прочные позиции в культурном пространстве не только Югры, но и всей страны. Сейчас коллектив старается выезжать на различные конкурсы самодеятельности. Выступали сургутские артисты в Казани, часто бывали в городах нашего региона. В конце марта младший состав ансамбля стал лауреатом первой и второй степени на Федеральном грантовом многожанровом фестивале-конкурсе «Весенние встречи. Казань». Занимаются в творческом коллективе как взрослые, так и дети.
С 2010 года в коллектив пришла Динара Нагорина, хореограф. С ее появлением в репертуаре народников появились красивые танцевальные постановки. Ну и, конечно, трудно представить татарскую музыку без гармони и баяна. Сейчас в ансамбле этим инструментом виртуозно владеют несколько человек. Самый опытный – Владис Фаузетдинов, он уже почти тридцать лет сопровождает выступления ансамбля, играет на баяне. Сменяются поколения, но душой ансамбля многие годы остается заслуженный работник культуры Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа Нурия Ахатовна Зиганшина, она в ансамбле с момента его основания, спустя три года стала его руководителем.
- Я случайно увидела объявление в газете «К победе коммунизма» (ныне – «Сургутская трибуна»). Его дала основатель ансамбля и первый руководитель Гульфира Рангулова. Как сейчас помню, прибежала записываться после тренировки на лыжах. Никогда не забуду, как меня встретили словами: «Спортивная девушка к нам пришла. Что вы умеете делать?». Я и ответила, что пою, стихи читаю, могу концерты вести. А уже на третий год стала руководителем коллектива, - вспоминает Нурия Зиганшина.
За все эти годы ансамбль «Сандугач» никогда не прекращал своей деятельности. На сцену уже выходят внуки тех, кто входил в первый состав. Преемственность поколений в творческой семье только приветствуется.
- За историю коллектива через него прошло множество людей. Есть у нас и свои династии. Помню, когда к нам пришел гармонист Айнур Исламов, я обратила внимание на его отчество, оказалось, что его папа выступал у нас. Я удивилась, ведь Айнур был тогда совсем маленьким мальчиком. Мои дочки выступали в ансамбле, одна из них - Лалита пошла по моим стопам и сейчас учится на режиссера в Екатеринбурге. В коллективе выступают родные брат и сестра Алсу и Ровшан Сафаровы – это внуки наших ветеранов Назифы и Талгата Мухаметзяновых, – рассказывает Нурия Зиганшина.
Благодаря молодому поколению артистов и сегодня ансамбль «Сандугач» не теряет своей популярности и продолжает радовать зрителей новыми концертами. Одна из солисток - Розалия Бакиева в коллективе уже девять лет. Приехала в Сургут из татарской деревни, где с малых лет впитывала традиции и культуру своего народа.
- Я очень скучала по своей родине. Увидела на остановке афишу татарского концерта, пришла за билетом в наш центр, и там Нурия Ахатовна пригласила меня в коллектив. С тех пор моя жизнь в Сургуте очень изменилась, и она тесно связана именно с ансамблем. Много времени провожу в коллективе. У нас стабильно два раза в неделю репетиции, мы всегда выступаем на городских праздниках – на Сабантуе, фестивале «Соцветие», Дне города. И, конечно, благодаря этому я познакомилась с интересными людьми, появились хорошие знакомые и близкие друзья, – поделилась своей историей участница ансамбля «Сандугач» Розалия Бакиева.
Впрочем, на этом история Розалии только начинается. Ведь одно очень важное знакомство перевернуло всю ее жизнь…
Оберегая семейные ценности
- Познакомились мы с мужем очень символично. Это было в день Сабантуя. Я ждала своего выступления, а он приехал с друзьями на праздник. Получилось это якобы случайно, но он потом признался, что, на самом деле, давно меня заприметил и ждал этого дня, - вспоминает Розалия.
Супруг Розалии - Ильгиз также вырос в традициях татарского народа. Родители бережно передавали детям свои знания, воспитывали любовь и уважение к предкам. Конечно, никто не настаивал, чтобы муж или жена обязательно были татарами. Свой выбор молодые люди сделали осознанно.
- Мы оба из татарской семьи. Дома у нас разговаривают на родном языке. Наверное, эта мысль была заложена в нас с самого детства родителями. Но они никогда не говорили, что, например, будут категорически против, если я выберу себе в спутники представителя другой национальности. Для каждого родителя главное, чтобы их ребенок был счастлив. Но ведь, кроме любви, еще имеют место быть и общие национальные традиции, обычаи, язык, вера, особенности национального восприятия и воспитания детей, - делится Розалия.
Молодожены сыграли две свадьбы. Первую – по мусульманским обычаям. Обряд бракосочетания - никах - провели в красивой мечети Ляля-Тюльпан в Уфе. Для мусульман никах имеет такое же значение, как для православных венчание. Для обоих супругов этот день был очень волнительным. При заключении брака соблюдались все традиции.
- Со стороны невесты должен был присутствовать родственник мужского пола. Второе условие – свидетелями с обеих сторон должны стать несколько мужчин-мусульман. Также, по традиции, в брачном документе регистрируется акт передачи свадебного подарка жениха невесте. Ну и, конечно, самым главным условием для благословенного и счастливого брака является обоюдное желание жить вместе, - пояснила девушка.
А потом в Сургуте пара сыграла светскую свадьбу. Но это уже было не настолько важно, ведь жених и невеста уже знали, что их брак заключен на небесах. Молодые сургутяне Розалия и Ильгиз - яркий пример того, что вне зависимости от нравов времени, в котором выпало жить, бережное отношение к истории своего народа и своей семье – на первом месте.
Опубликованных комментариев пока нет.