Последние новости

23:46

В Югорске прошла встреча мэра города с родителями и педагогами

22:45

Дорожники отремонтировали проблемный участок трассы на востоке Югры

22:02

В Югре за неделю 17 раз горели дачи, есть погибший

28 мая

В Ханты-Мансийске открылся проектный офис президентского фонда культурных инициатив

21:47

В Югре организовали печа-кучу для студентов

21:42

В Нефтеюганске проверили строительство спорткомплекса

21:01

В ЯНАО «Газпром нефть» запустила инфраструктуру для добычи углеводородов на участке 3А Уренгойс...

27 мая

Губернатор Югры поблагодарила предпринимателей за поддержку земляков, участвующих в СВО

20:46

В Югре арестовали имуществ руководителя предприятия на 102 миллиона рублей

20:18

Юных жителей Сургутского района приглашают поучаствовать в «Зарничке»

19:55

Бойцы из Югры получили партию дронов

26 мая

В Ханты-Мансийске высадили более шести тысяч молодых сосен

19:34

Гендиректор президентского фонда культурных инициатив посетил Культштаб в Ханты-Мансийске

19:00

Выпускница СурГУ – лучший молодой преподаватель страны

18:37

В Россию возвращается ГАИ

24 мая

Правительство Югры приняло решения по социальной поддержке, развитию образования и распределени...

Читать все новости

Читатели «Новостей Югры» более 80 лет назад жаловались на социальные проблемы


Множество летних дней девятиклассник средней школы № 3 Ханты-Мансийска Данил Власов и его учитель русского языка и литературы Татьяна Ульрих провели в стенах Государственного архива Югры: изучая главную газету региона, они уделяли пристальное внимание жалобам читателей. Не секрет, что жалоба в газету некогда была самым популярным способом взаимодействия редакции и аудитории. Но сегодня в сетованиях газетной аудитории исследователи видят не только недовольства, но и массу характерных черт ушедшей эпохи.

Пролистав газетные страницы с 1937 по 1990 год (за это время газета несколько раз меняла название: «Остяко-Вогульская правда», «Сталинская трибуна», «Ленинская правда», «Новости Югры»), исследователи Данил Власов и его научный руководитель Татьяна Михайловна обнаружили 178 жалоб. Они печатались в рубриках «Короткие сигналы», «Письма в редакцию», «Письма читателей». Все жалобы они классифицировали по следующим типам: торговля, образование, медицина, строительство, общие социальные вопросы.
Больше всего им удалось выявить жалоб, связанных с социальными проблемами, в том числе по теме «Культура и сфера обслуживания». Проблемы культуры отражаются в том, что работники изб-читален – избачи, как их называли, – не выполняли свои обязанности, не проводили соответствующих мероприятий. Жалобы выпускали под названием, например, «Халтурщики»: «Обещали пьесу, задержали на 2 часа, играли скверно!» В письме под названием «Кому доверена изба-читальня?» мы слышим возмущение: «На роль избача в колхозе направлен прогульщик Щебляков. Вместо работы: создание стенгазет, организация работы с лодырями и прогульщиками – он пропадает в магазине, где щедро торгует его жена».
Сегодня наш округ славится местами проведения культурного досуга, но сложно представить, что еще 50 лет назад с этим были большие трудности. Даже если такие места и были, то их работники зачастую не выполняли свои обязанности: кино показывали редко, не проводились мероприятия, изба-читальня постоянно была на замке.
В сфере общепита – жалобы на обслуживание в столовых, сырые продукты, хамство официанток и поваров. Например: «Официантки работают в грязных халатах, в обиходе только 9 вилок» или «Табачный дым, холод, грязный стол, грубые окрики официанток – вот обстановка в столовой ГОРПО Ханты-Мансийска. Заведующая столовой не выполняет постановление правительства по трудовой дисциплине, за полчаса до закрытия не обслуживают».
Жалобы под общим названием «Торговля» по своей популярности – на втором месте. Люди заботились о качестве продуктов и товаров, которые покупали. Они не хотели приобретать сырой хлеб, жаловались на антисанитарию в пекарнях, на недобросовестных работников торговой сферы, которые товар получше сбывали под прилавком. Очень интересные и звучные названия у этих жалоб: «Грубиянка; торговля без гарантий», «Грубое нарушение кооперативной демократии», «Пекарня или прачечная?» («Батовское сельпо не имеет специального помещения под пекарню. Хлеб пекут в помещении, где потолок покрылся грязью, тут же стирается и просушивается белье, санитарная комиссия обходит молчанием этот факт» или «хлеб сырой, пересолен, в нем целые куски нерастертой картошки»), «Ну как не порадеть родному человечку»: «Заведующий фермой и заведующая магазином решили привезенные в магазин валенки раздать родственникам. В результате люди сидят в помещении в теплой обуви, а на лесозаготовках, возле леса, рубки дров – валенок не получили».
Следующая насущная тема – образование. Удивительно, что, при нехватке учебных пособий, учителей, добросовестных работников образования, дети хотели учиться и преодолевали все трудности. Названия определяют образовательные проблемы: «От слов толку мало» (о ликвидации безграмотности – одни разговоры, обучение взрослых грамоте не организовано), «Пионервожатый бездельничает», «Не повторять прошлогодние ошибки»: «Школа не готова к приему учащихся, ремонт проведен наспех, директор находится в отпуске». Читатели негодуют: мало учебников, парты не исправлены, окна не отремонтированы; учителя не получают зарплату, школа содержится на средства заведующего.
Медицина всегда волновала жителей Югры. К сожалению, даже в детских отделениях не соблюдались соответствующие требования к больным. В дальних деревнях не хватало медикаментов и медицинских работников (частая ситуация: открыли медпункт, но не выдают денег для закупки медикаментов или «медицинским работникам п. Погорельск не выплачивают заработную плату за июнь-июль 1939 года. Они находятся в плохих жилищных условиях»). Вот какие заголовки у таких жалоб: «Очень острый сигнал», «Унтер Пришибеев в юбке»: «В детской палате окружной больницы медсестра кричит на детей и дает оплеухи детям от 1,5 лет. Одна мама ей сделала замечание, но медсестра ей ответила: «Убирайся вон, дура. Сходи и полечись, если у тебя ума нет». Судя по жалобам, медицинские работники нередко усугубляли положение больных: антисанитария, тесные палаты, грязные комнаты, нет вентиляции, нет теплой уборной; врач появляется на работе в пьяном виде, не оказывает никакой помощи.
Темы строительства в жалобах касались тоже часто. Люди хотели, чтобы строили качественное жилье, облагораживали парки: «Бесхозяйственность», «К строительству дороги не готовятся»: «Исполком райсовета не организовал подготовительных работ по строительству дороги. Такая политика откладывания дела в долгий ящик может привести к серьезным затруднениям в строительстве дороги».
Жалобы приходили в газету по поводу работников разных сфер. Не боялись даже писать о руководстве: «Директор-прогульщик», «Почему не уволен прогульщик?», «Пробудите совесть», «Иждивенцы», «Об одном бюрократе». Названия говорят сами за себя, обвинительные заголовки обличают моральный облик недобросовестных жителей. Например, «председатель плохо руководит колхозом, нет борьбы за выполнение государственных заданий. 9 рыбаков не выполняли свои обязанности». Или «приемщик несвоевременно принимает рыбу от рыбаков. Она занимается обвешиванием рыбаков. Оказывается недостача 111 кг на каждую тонну».
Немало жалоб на плохую связь и доставку почты: в жалобе под названием «Улучшить работу почтовых катеров» рассказывается о больших простоях катеров по неисправности, жители села Батово сетуют: «С 5 по 29 августа не видели ни одной газеты», жители Самаровского района: «Телефонная линия не работает, а деньги за разговор берут (21 руб.) за 10-минутное мучение у аппарата». Или в жалобе «Нет заботы о кадрах»: стены в бараках покраснели от сырости, грязь непролазная, культурное обслуживание рабочих не налажено, среди рабочих пьянство и хулиганство.
Интересно, что самое большое количество жалоб приходится на 1937 год. Только 7 лет прошло с года основания округа. Все сферы жизнедеятельности начинают зарождаться, строятся дома, самые непритязательные, потому что много переселенцев в эти годы приезжают на югорскую землю. Строятся школы, но не хватает материалов, рабочих рук.
Спад количества жалоб происходит к 1940 году. С началом Великой Отечественной войны все жители помогают в борьбе против фашизма, работают, делают все возможное для фронта. Личный комфорт оставляют позади. Снова увеличивается количество жалоб, особенно в социальной сфере. Например: «Каждый работник тыла, если желает скорой победы, должен трудиться не жалея сил. Однако есть люди, которые саботируют выполнение хозяйственно-политических планов. Председатель колхоза и бригадир пьянствуют и за месяц не сдали ни одного килограмма рыбы». К концу войны, в 1945 году, когда враг уже был отброшен, люди перестали активно жаловаться, восстанавливая общими усилиями разрушенную страну.
Увеличение числа жалоб вновь наблюдается в 1955 году, после Великой Отечественной уже прошло 10 лет, появилось желание получать образование, ходить в кино, театры, покупать хорошие продукты и одежду, строить благоустроенное жилье. Люди стали больше узнавать о разных сферах жизни.
Десятилетие с 1980 по 1990 год в стране ознаменовалось окончанием холодной войны и началом распада социалистического лагеря (который завершился уже в начале 1990-х). Среди ключевых событий этой эпохи – война в Афганистане, перестройка в СССР, катастрофа на Чернобыльской АЭС. Количество жалоб значительно уменьшается, уровень жизни повышается, строятся дома, огромное влияние на общество оказывает телевидение. В 1990 году заканчивается период перестройки, происходит всесторонняя демократизация, поэтому в 1990-е годы наблюдается повышение числа жалоб в газету.

Исследователи надеются вернуться к теме и проанализировать жалобы, которые приходили в газету после 1990 года. Интересно, как изменились требования жителей округа к этому времени…

О культурном досуге
«Единственный красный уголок закрыли, его отдали под квартиры рабочим, культурный досуг не организован», «Ханты-Мансийский кинотеатр резко ухудшился: механик куда-то сильно торопится, кадры сменялись с такой скоростью, что ничего нельзя было разобрать».

О работе общепита
«В столовой в супе, котлетах и компоте попадаются волосы и тараканы. Клиенты просиживают за столом по часу в ожидании, официанты в грязных халатах с неприбранными волосами».

О бане
«Небольшой дом с сгнившими стенами, печь закопченная, ремонт не делают, цены на баню поднимают».

О благоустройстве
«В этом году в Ханты-Мансийске было высажено две тысячи деревьев и кустов. Сейчас их осталось не более одной трети. Зеленые насаждения уничтожаются животными, истребляются детьми. Все это творится под боком у поселкового совета, который проявляет неуважение к своему же решению».

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

23:46

В Югорске прошла встреча мэра города с родителями и педагогами

22:45

Дорожники отремонтировали проблемный участок трассы на востоке Югры

22:02

В Югре за неделю 17 раз горели дачи, есть погибший

28 мая

В Ханты-Мансийске открылся проектный офис президентского фонда культурных инициатив

21:47

В Югре организовали печа-кучу для студентов

21:42

В Нефтеюганске проверили строительство спорткомплекса

21:01

В ЯНАО «Газпром нефть» запустила инфраструктуру для добычи углеводородов на участке 3А Уренгойс...

27 мая

Губернатор Югры поблагодарила предпринимателей за поддержку земляков, участвующих в СВО

20:46

В Югре арестовали имуществ руководителя предприятия на 102 миллиона рублей

20:18

Юных жителей Сургутского района приглашают поучаствовать в «Зарничке»

19:55

Бойцы из Югры получили партию дронов

26 мая

В Ханты-Мансийске высадили более шести тысяч молодых сосен

19:34

Гендиректор президентского фонда культурных инициатив посетил Культштаб в Ханты-Мансийске

19:00

Выпускница СурГУ – лучший молодой преподаватель страны

18:37

В Россию возвращается ГАИ

24 мая

Правительство Югры приняло решения по социальной поддержке, развитию образования и распределени...

Читать все новости