В девятый раз прошедший в Нижневартовске форум «Образование – обществу» объединил педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей и руководителей города. На этот раз он был посвящен формированию у детей патриотизма.
С чего начинается Родина?
Открывая форум, глава администрации города Алла Бадина заметила: напряженность международных отношений, существующая сегодня в мире, делает эту тему сейчас наиболее актуальной.
Но что же это такое - патриотическое воспитание? Алла Бадина считает: оно складывается из многих моментов нашего общения с детьми. Один из них - когда воспитатели учат беречь малышей в детском саду имущество – государство потратило деньги, и все должно достаться новым поколениям дошколят в целости и сохранности. Другой момент воспитания патриотизма можно наблюдать на вручении паспортов четырнадцатилетним гражданам, когда нижневартовцы приходят целыми семьями, подчеркивая важность и торжественность этого события. Когда на школьных и городских соревнованиях трибуны поют национальный гимн страны - их объединяют патриотические чувства. Патриотизм мы демонстрируем, когда идем по улицам единым Бессмертным полком и в нем – люди разного возраста, разных национальностей, объ-единенные судьбой своих дедов и прадедов, общей историей и общей памятью.
Говоря об этом, Алла Бадина заметила: и волонтерам, и поисковым отрядам из десанта памяти необходимо ощущение связи времен и поколений.
Начиная свой рассказ о том, как в Нижневартовске воспитывают патриотов, директор департамента образования администрации города Ольга Козлова напомнила: в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» прямо говорится о том, что приверженность традиционным ценностям является основой патриотического воспитания и залогом безопасности страны.
Одним из главных направлений патриотического воспитания в образовательных учреждениях остается сохранение исторической памяти.
Сегодня в образовательных организациях действует 15 музеев, 23 уголка и 3 зала Боевой и Трудовой славы.
В городе создана Ассоциация поисковых отрядов «Десант памяти», в ней зарегистрировано 14 отрядов, из них 11 входят в окружной реестр поисковых отрядов округа «Долг и Память Югры».
Ольга Козлова обратила внимание аудитории на тот факт, что уже третий год нет случаев отказа детей и родителей от первоначальной постановки на воинский учет. По данным военкомата, на 15% сократилось количество юношей, уклоняющихся от воинской службы. На 30% увеличилось количество юношей, желающих поступить в военно-учебные заведения Российской Федерации. За последние 5 лет свыше 150 выпускников поступили в военно-учебные заведения, заведения МЧС, МВД, гражданской авиации. И этот результат тоже можно отнести на счет патриотического воспитания в школах.
С той песни, что пела нам мать
Однако невозможно в юношах вызвать патриотическое чувство вдруг. Оно растет вместе с ребенком, год за годом, зарождаясь в малыше, едва он научился говорить.
- Ребенок с детства учится тому, что такое добро и зло, через доброе отношение к животным, через помощь друзьям и близким, через соучастие в общей радости или в общем горе, - отметила Ольга Козлова и рассказала, что знакомство ребенка с традиционной культурой начинается в семье и продолжается в детском саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который с прошлого года введен во всех детских садах города,
предполагает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Благодаря этим стандартам ребенок на занятиях, познавая мир, получает первичные представления о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа.
Как ни странно, но на деле получается, что они нередко отличаются от общечеловеческих, от европейских – уж точно!
- Если в датском зоопарке приглашают детей на демонстрацию убийства и препарирования животных, а мы с вами чувствуем внутренний протест, значит, нашему народу присущи другие ценности, и очень важно передать их следующему поколению, чтобы наши дети не выросли чужими своим родителям и дедам - на этом примере Ольга Козлова емко объяснила, как происходит наследование ценностей.
Для того чтобы сохранялись семейные ценности, в дошкольных организациях города функционирует 50 детско-родитель-ских клубов.
Подробнее о том, как в детских садах воспитываются патриоты, на форуме рассказала заведующий детским садом №23 «Гуси-лебеди» Татьяна Возмилова. В этом детском саду разработана программа «Моя Родина – Россия», которая удостоена серебряных медалей в конкурсах «Патриот России» и «Росточек: мир спасут дети», является победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Уральскому федеральному округу.
Беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игры, наблюдения и целевые прогулки - все служит тому, чтобы у ребят появилось целостное представление о родном крае и об Отечестве, в котором они живут. С трехлетними малышами проводятся беседы о родителях: мамы и папы заботятся о своих детях и других членах семьи. Постепенно ребят подводят к мысли, что дети должны заботиться о родителях, бабушках и дедушках.
К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников. Вроде бы малость, ерундовина - вовремя обратить внимание детей на празднично украшенные улицы и побеседовать о том, что за торжество, что празднуют люди? Но именно так дошколята и приобщаются к истории.
На время отпусков родители воспитанников детского сада №23 получают домашнее задание. Им рекомендуют во время поездок по родной стране рассказать своему ребенку о достопримечательностях того или иного места.
В результате осенью подводится итог: ребятишки наперебой рассказывают о красоте нашей Родины, ее просторах, о том, что нового увидели, узнали, о том, как побывали в городах-героях, в исторических местах нашей Родины.
- Дети растут, и приходит время, когда они начинают спрашивать, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. Беседуйте с ними, рассказывайте. - посоветовала Татьяна Возмилова. - В семейной доверительной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. В эти минуты дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от героического прошлого своих дедов и отцов.
С картинки в твоем букваре
Знание истории воспитывает патриотические чувства, утверждает директор нижневартовской гимназии, учитель истории Эдмонд Игошин и тут же предостерегает: школьное обучение истории не должно сводиться к простому усвоению исторических фактов и простейших понятий, ведь в таком случае ни о каком историческом сознании и речи быть не может.
- Вот Петр резал бороды, велел носить венгерское платье, немецкие башмаки, Питер вроде основал…
Эдмонд Игошин убежден: отрывочность исторических знаний приводит к тому, что сталкиваясь вне школы с иными трактовками исторических событий, ученик оказывается практически безоружным. Тем более, когда сталкивается в Интернете, который за последние годы стал не только удобным средством общения и получения информации, но и полем битвы за умы наших детей. Эдмонд Игошин рассказал о состоявшейся системе формирования исторического сознания через все образовательное пространство гимназии.
Знания по истории России подстерегают гимназистов повсюду: это может быть репродукция картины Васнецова или проект «Имя России». Перед уроком истории гимназист вынужден столкнуться лицом к лицу с династией Рюриковичей и Романовых.
Еще одной формой являются интеллектуальные игры и дискуссии. Одной из возможностей - погружение в определенную эпоху. Тогда игру, посвященную Бородинской битве, сменяют дискуссия о декабрьском восстании и Пушкинский бал в день основания Царскосельского лицея. Именно в этот день десятиклассников посвящают в гимназисты .
Частенько пригласительным билетом на такие мероприятия служат флаеры, или листовки, которые раздаются гимназистам в особо значимые для нашей истории дни. Содержание листовки формируется Советом гимназистов при поддержке учителей истории.
Однако, по мнению Эдмонда Игошина, формирование сознания без понимания судьбы своей малой родины немыслимо: поэтому такие события, как 50-летие Самотлора, юбилей автономного округа не проходят незамеченными в гимназии.
Очень сложно детям понять, прочувствовать историю своей страны в отрыве от культурного наследия. В гимназии это понимают. В рамках подготовки к сочинской олимпиаде в гимназии решили напомнить ученикам о победах знаменитых советских спортсменов. А при подготовке к Году кино здесь создали свою аллею кино.
- Задайте своим детям вопрос, кого из советских кинорежиссеров они знают? – обратился Эдмонд Валерьевич к аудитории. - А ведь кино – искусство универсальное, и совместный просмотр фильма, например, «Летят журавли» Калатозова, и его последующее обсуждение помогают не только лучше знать историю страны, но и лучше людям разных поколений понимать друг друга.
Совершенно особенной для коллектива гимназии является тема Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами, выезд на солдатские костры, участие в Параде Победы и, конечно, традиционный митинг перед крыльцом гимназии, к которому невольно присоединяется весь микрорайон.
Пожалуй, последний урок истории в гимназии проходит накануне выпускного, и он тоже необычный: вчерашние одиннадцатиклассники высаживают деревья в память о трагическом начале Великой Отечественной войны – о начале тяжелейшей эпохи в жизни Родины, о первом дне пути к Великой Победе.
Опубликованных комментариев пока нет.