×
Аналитика
0

Чтобы конструкция стала устойчивей. Почему нашей Конституции необходимы поправки

Всенародное голосование по изменениям в Конституцию состоится 22 апреля. Дата одобрена президентом и станет дополнительным выходным днем для всех граждан страны. Кроме того, Центризбирком России предлагает разрешить гражданам голосовать по поправкам в Конституцию в течение трех дней, если по уважительной причине они не могут прийти на избирательный участок в назначенный день. Об этом сообщила глава ЦИК РФ Элла Памфилова.

Одним из самых обсуждаемых изменений в главный документ государства стало предложение президента Российской Федерации Владимира Путина закрепить в основном законе страны статус и роль Государственного совета. После того, как Путин объявил о конституционной реформе, многие эксперты предположили, что он хочет резко расширить полномочия этого органа, а сам стать его главой после выборов 2024 года.

В принципе,  из поправок, предложенных Путиным, можно сделать вывод, что роль Госсовета будет значительно расширена.  Орган будет заниматься «обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства» — то есть фактически возьмет на себя часть президентских функций. При этом, как конкретно все это будет происходить, непонятно. 

Какова будет роль Госсовета в политической системе координат страны, теперь уже в статусе конституционного органа, комментируют наши эксперты.

Сидеть на табурете на трех ножках надежнее, чем на одной «вертикали»

Михаил Мартынов, профессор СурГУ, председатель регионального общества политологов, председатель регионального отделения общества «Знание»:

— В случае реализации предложения президента о закреплении в основном законе государства функций и статуса Государственного совета, конфигурация российского политического управления претерпит существенные изменения.

Особенностью нынешней редакции Конституции является сосредоточение слишком больших полномочий в руках президента. Даже стал использоваться термин «суперпрезидентская республика». Наверное, такая организация власти, сопровождаемая установлением ее пресловутой «вертикали», была оправданной в предыдущие десятилетия, когда требовалось восстановление управляемости после хаоса 1990-х годов. Но она создает ненужные риски при предполагаемом ее транзите в 2024 г. Власть, сосредоточенная в одном месте, делает ее слишком вожделенным объектом борьбы внутриэлитных группировок.

В этих условиях единственным выходом становится своеобразное, специфически российское, разделение властей, когда прежний президент как бы уходит, но не совсем: он забирает с собой часть ресурса власти. И одновременно создаются другие центры силы, которые примут на себя распределенный вес политической системы. Предполагается, что такая конструкция будет более устойчивой. Сидеть на табурете на трех ножках надежнее, чем на одной «вертикали». Новый дизайн власти меняет роль основных ее институтов. Доминантным органом управления становится Госсовет. Наиболее близкая аналогия с таким Госсоветом — органом, вынесенным за скобки ветвей власти, — это ЦК КПСС времен СССР. Возглавит Госсовет, возможно, В. В. Путин по окончании президентского срока.

Можно также предположить, что вместе с возрастанием статуса Госсовета повысится и политический вес губернаторов, что в целом правильно, поскольку сегодня на губернаторов возложена огромная ответственность, а вот их собственные возможности обратного влияния на политику в стране в целом весьма ограничены. Функции нового Госсовета эти возможности существенно расширят.

Одновременно с повышением роли Госсовета, вероятно, несколько понизятся властные возможности будущего президента. Достигнуто это будет передачей права назначать премьер-министра Государственной Думе. Это шаг в сторону парламентской республики. Что касается правительства, то его функции, в конечном счете, могут быть сведены, главным образом, к решению социальных проблем населения.

Переформатирование власти — основная задача реформы

Наталья Филиппова, доктор юридических наук, кандидат политических наук, зав. кафедрой государственного и муниципального права СурГУ, заслуженный юрист ХМАО-Югры:

— «Переформатирование» власти — главный предмет поправок и основная задача реформы. Предполагается два вида изменений.

Во-первых, перераспределение полномочий между палатами Федерального парламента и Президентом в вопросах формирования Правительства, Конституционного Суда и органов прокуратуры. Общий вектор — осторожное расширение возможностей парламентского контроля за процессом назначения на должности в высших эшелонах российской исполнительной власти, а также органов прокуратуры.

Во-вторых, изменение статуса Государственного совета, созданного в качестве совещательного органа, преобразование его в Государственный Совет Российской Федерации.  И именно эта конституционная новелла вызывает самые большие споры.

Начну с того, что Госсовет при Президенте РФ возник как «утешительный приз» в момент радикального изменения состава и порядка формирования Совета Федерации в 2000 году.  До 2000 года главы субъектов РФ были одновременно членами Совфеда, после стали делегировать в него своих представителей, но сами в состав палаты уже не входили. Таким образом, губернаторы и президенты республик утратили возможность непосредственного участия в осуществлении федеральной государственной власти, лишились парламентского иммунитета и возможности непосредственного взаимодействия с главой государства. И если первые две возможности были утрачены совсем, то последняя как раз восстановлена благодаря созданию Госсовета при Президенте РФ, так как в его состав вошли все главы субъектов РФ.

В итоге регионы были представлены на федеральном уровне уже двумя органами, а с 2002 года даже тремя: был образован Совет законодателей, куда вошли председатели региональных законодательных собраний. Но иметь три формата представительства субъектов федерации в одном государстве — не слишком ли много?  В условиях конституционализации Госсовета конкуренция представительств станет очевидной. Кто выражает волю и интересы субъектов Российской Федерации? Совет Федерации или Государственный Совет?..

И все же, при всей сложности обозначенных вопросов анализ содержания неизменяемых глав Конституции РФ позволяет увидеть рациональный смысл изменений, так как изменение Конституции является лишь формой для политических трансформаций. Всегда есть замысел реформ, юридическое воплощение и реальные (не всегда предсказуемые) результаты.

Так, самым эффективным федеральным органом государственной власти в России в девяностых стал Совет Федерации. Он обеспечил стабильность государства в ситуации, когда Госдума и Президент с трудом находили общий политический язык. Я разделяю позицию тех экспертов, которые связывают эффективность и высочайшую легитимность Совета Федерации того периода с порядком его формирования и с присутствием в его составе двух главных лиц субъекта РФ: губернатора (президента республики) и главы регионального парламента.

Если реформируемый Госсовет сможет использовать конструктивный эффект непосредственного присутствия в федеральной политической повестке региональных интересов, вполне возможно решение многих глубинных проблем российской государственности, например, реформирование межбюджетных отношений, преодоление диспропорций в развитии территорий и других.






Теги статьи: #Конституция

Автор текста: Сургутская трибуна, Галина Батищева   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии