Так утверждают ученики пойковской школы №4.
Ежегодно учреждение принимает у себя участников
одноименного Форума экологических движений,
в рамках которого проходят презентации и защиты
социально-значимых ученических проектов,
тематические круглые столы для руководителей
экологических объединений, выставки поделок
из природных материалов, игровые, спортивные,
экскурсионные и творческие программы,
конкурсы экологических сказок и экобуклетов.
В этом году хозяева поделились с гостями форума опытом не только экологической, но и издательской деятельности. Недавно в школе вышел альманах экологических сказок «Чудо природы вокруг нас». О его содержании рассказывает координатор форума, заместитель директора школы Марина Борисовская.
– Марина Валерьевна, какова история создания этого альманаха?
– С 2008 года в нашей школе существуют классы естественно-научной направленности «Естествоиспытатели». Мы попытались соединить экологические знания, которые дети получают на уроках экологии, дополнительных курсах «Дорогами Югорской земли», «Животные югорского края» и других, и их творческие способности и возможности. Это вылилось в создание экологических сказок, где ребята поднимают проблемы животного и растительного миров, загрязнения окружающей среды, воды, лесных массивов.
В преддверии Года экологии было решено все сказки собрать в сборник, систематизировать и подарить односельчанам. Копии издания мы передали детским садам, библиотекам, учреждениям культуры, православному храму и в другие общественные места, где взрослые и дети могли бы познакомиться с нашим творчеством и осознать важность сохранения окружающей среды.
В своем проекте мы пытаемся найти решение следующих вопросов: как защитить свои экологические права, реализовать право на участие в деятельности по охране окружающей среды, привнести добро в мир и сделать хотя бы один шаг к установлению гармонии на Земле.
Экологически непросвещенный человек опасен, поэтому в концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН в июне 1992 года, прописан принцип необходимости образовательного, культурного и духовного развития. И суть нашего проектного предложения в том, чтобы объединить интерес к чтению сказок с необходимостью получать экологические знания, создать уникальные объекты детского творчества, которые будут использоваться и сохраняться в учреждениях культуры и образования Югры долгие годы.
Над созданием сборника работали учащиеся нашей школы с 1 по 11 класс, родители, социальные партнеры учреждения, работники лесничества. Мне кажется, ребята обозначили проблемы, пусть и незаметные на первый взгляд, которые могут рано или поздно повлечь серьезные последствия.
– Какие вопросы поднимаются в экологических сказках?
– Добра и зла, нравственности, сохранения всего живого, хорошего отношения к людям. Герои делятся на два вида: обычные –
взрослые, мальчики, девочки, животные, и необычные – бабушка Экосистема, братья Автотрофные и Гетеротрофные, сестры Естественная и Антропогенная, ученый Экогицын.
Самое главное, что написание таких экологических сказок получило распространение не только среди естествоиспытателей, но и в спортивных, кадетских, навигаторских, обыкновенных общеобразовательных классах.
– Трудно представить сборник сказок без иллюстраций, тем более такой…
– В процессе работы над сборником появилась творческая группа детей, которые иллюстрировали уже написанные сказки. Сначала это были участники кружка изобразительного творчества «Северное сияние». Они с большим удовольствием взялись за иллюстрирование. Поручение постепенно перешло в увлечение, затем – в хобби. К нему приобщаются и далекие от кружка ребята.
Думаю, дети, которые писали сказки или создавали иллюстрации, точно не будут засорять окружающую среду, не оставят неубранные костры после себя, будут экологически грамотными и культурными людьми.
– Каким образом сказки систематизировали?
– Сборник состоит из нескольких разделов. Первый – «Сказки старого кедра». В нем освещаются проблемы защиты и охраны лесных массивов. Леса – это легкие нашей планеты, благодаря им мы живем во всех смыслах этого слова, не только дышим, но и получаем эстетическое наслаждение – в любое время года лес прекрасен, мы пользуемся его дарами.
Второй – «Сказки лесного ручья» – о проблемах защиты и охраны водных ресурсов. Сибирь – это множество озер, болот и рек, от которых зависит гидрологический режим территории, климат, места обитания животных и птиц.
Третий – «Экоград». В нем мы попытались рассказать о проблемах, которые существуют в любом населенном пункте, потому что в них отчетливо проявляется техногенное воздействие на здоровье человека и природу. Ребята попытались найти проблемы экологического содержания в том месте, где проживают.
Четвертый – «О чем рассказали герои “Красной книги”». Поскольку ребята серьезно занимаются экологией, они прекрасно осознают угрозу исчезновения некоторых видов растений и животных.
Последний – «Экологические фантазии», где собраны рассказы о проблемах, которые дети видели, путешествуя по городам Югры и России.
Через все разделы красной нитью проходит одна мысль: люди, опомнитесь! Посмотрите вокруг, что мы оставим после себя!
В прошлом году в нашем поселении появились контейнеры для пластиковых бутылок. Три года назад мы защищали проект по их вторичному использованию, обращались в администрацию. Думаем, наши просьбы были услышаны – и это очень важно, ведь ребята увидели, что их предложения не теряются, идеи реализуются.
Мы надеемся, что прочитав наши экологические сказки и посмотрев иллюстрации к ним, люди будут бережнее относиться к природе и стремиться сохранить ее для будущих поколений.
– Марина Валерьевна, предполагал ли педагогический коллектив, когда брался за столь разносторонний экологический проект, как это изменит детей и школу?
– Когда мы открывали классы естествоиспытателей, не знали, к чему все это приведет. Но в процессе деятельности экологические представления наших ребят были облечены в словесную, образную форму, и поэтому мы только рады, что глобальные задачи осмысливаются детьми и дают новый импульс для всех!
Опубликованных комментариев пока нет.