Трудовая жизнь молодого газоэлектросварщика началась в энергопоезде № 117, всего таких поездов в районе УТТ-1 стояло пять. Сургутская ГРЭС, дающая электричество городу сейчас, будет построена позже. А в то время именно энергопоезда освещали и обогревали Нефтеюганск. Электричество поступало не только на город, но и буровые от них «питались». Это были обычные железнодорожные вагоны, которые привезли на баржах и установили на рельсы. Вот только внутри они были оборудованы под определенные цели.
В одном располагался турбинный цех, непосредственно вырабатывающий электроэнергию. Он работал на пару, который поступал из котельной. Вода готовилась в цехе химической подготовки. Каждый энергопоезд давал три тысячи киловатт в час. В общей сложности на город, который в то время в принципе сложно было таковым назвать, шло 15 тысяч киловатт. Сам Нефтеюганск состоял из «деревяшек» четвертого микрорайона, начинал строиться гастроном (сегодня – магазин Sunlight) возводилось несколько домов в первом микрорайоне, частично строился шестой. Береговая часть в основном была заставлена балками.
Сами рабочие проживали на территории предприятия в обычном пассажирском вагоне. Семья деда, а к тому времени к нему приехала моя бабушка с их маленьким сыном, моим дядей, занимала одно купе. В вагоне, помимо них, ютились еще пять семей. Нашлось даже место для маленькой кухни. Моя бабушка Галина Федоровна после декретного отпуска устроилась работать химлаборантом.
Работа не из легких. Запчастей часто не хватало. Трубы постоянно лопались. Вызывали деда на работу в любое время суток. Бывало, котел еще не остынет, а в него лезть приходится. Наденет Валентин Парфенович на себя валенки, фуфайку, чтобы не обжечься, и спускается заваривать прорыв. Любая остановка – это отключение света часа на три, а это ЧП.
Специалистов для нефтяной Западной Сибири собирали со всего Советского Союза. Брали в основном людей со стажем. Ведь энергопоезда являлись не просто производственными участками. Они были собраны на случай экстремальных ситуаций. База отстоя и ремонта находилась в Новосибирске. Пока в них не было необходимости, они спокойно стояли себе в определенном месте. Понадобились – сразу пускали в ход. Работать такие поезда могли на любом виде топлива.
Добрыми словами мои дедушка и бабушка вспоминали первых начальников электропоездов – Николая Александровича Булавинцева и Василия Никифоровича Лунева (уже покойные). На энергопоездах работало много замечательных людей, великолепных специалистов своего дела. Были даже целые рабочие династии. У главного инженера Бориса Владимировича Оноприенко трудились два сына. Дмитрий – слесарем турбинного цеха, а Василий – электриком.
Много хорошего сказали они в адрес тех, кто в то время жил рядом с ними. Среди них машинисты котла Нина Аржаных и Фая Сибгатуллина, электрики Василий Лепешев и Василий Мамонтов, слесари котельного оборудования Филипп Шпилинов и Александр Сибгатуллин.
В 1973 году заработала Сургутская ГРЭС. Поезда стали демонтировать. Валентин Парфенович перешел в автотранспортное предприятие, а Галина Федоровна – санитаркой в больницу.
Однако время работы на энергопоездах мои старики вспоминали как самое счастливое. Хоть и жили небогато, зато дружно. Праздники отмечали поочередно – то у одного соседа, то у другого. С собой несли закуску, посуду, которая была в дефиците. До конца жизни отношения с теми, кто жил и работал в энергопоездах, сохранились родственные.
Опубликованных комментариев пока нет.