×
Общество
0

Главное – не бояться

Бизнес Сургута научился упаковывать франшизы и снижать риски при выборе партнера


В Югре прошел первый форум «Ярмарка франшиз». В течение полного рабочего дня эксперты федеральной компании «Франчайзинг-Интеллект» — менторы Сколково — на конкретных примерах действующих региональных бизнесов рассказывали предпринимательскому сообществу Югры об особенностях франшизных проектов. В качестве спикеров также выступили и сами франчайзеры из нескольких регионов России. Причем в презентациях были не только отчеты о достижениях, но и истории провалов с подробными анализами, как добиться первого и избежать второго.

Первый югорский форум франшиз его организатор — Фонд поддержки предпринимательства Югры — решил провести в экономической столице региона Сургуте. И не прогадал, в том числе и с точки зрения логистики. На встречу с экспертами и опытными коллегами помимо сургутян приехали предприниматели из многих территорий округа. Тема франшизы сегодня для регионального бизнес-сообщества очень актуальна. Опытные предприниматели все чаще задумываются, как тиражировать свои наработки, новички — как не прогадать с выбором бизнес-направления и партнера. Не секрет, что среди предложений по франшизе, которых в последние три-пять лет стало очень много, было немало фейков. И немалое количество бизнес-новичков по всей стране обанкротились,  даже толком не начав работать. Сейчас, по мнению экспертов, «пены» стало гораздо меньше. И если грамотно подойти к выбору франчайзера, то добиться отличных показателей можно уже на старте.
— С точки зрения развития бизнеса франшиза — это самая жизнеспособная модель. Если, конечно, она основана на правильных принципах взаимодействия, общем понимании ценности у партнеров, — уверен генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Сергей Стручков.

Дорога с двусторонним движением
Ярмарку франшиз ФППЮ организовал для того, чтобы обеспечить бизнесу дорогу с двусторонним движением. Точные пропорции соотношения франшиз, которые могут зайти в регион, и местных бизнес-проектов, достойных тиражирования, определить пока сложно. Но по предварительным подсчетам она составляет уже примерно 1:100 (одна югорская на сто международных, федеральных и региональных), что немало.
— Это будет очень неплохо, если югорская франшиза выйдет на международный и (или) федеральный уровень, — считает руководитель фонда.
В том числе для того, чтобы таких бизнес-проектов у югорских предпринимателей стало больше, Фонд поддержки предпринимателей Югры и организовал этот форум. Но участие в нем приняли и бизнесмены из других регионов. Причем приехали не только себя (свои продукты) показать, но и других, местных посмотреть.
Югорских проектов, ставших франшизой федерального масштаба, на сегодняшний день уже больше чем одна. К примеру, проект сургутянина Степана Прокоповича «Мегамаркет соцуслуг» имеет более тридцати франчайзи. Причем часть заключенных партнерств регионального значения. Например, с республикой Татарстан. Кроме того, эта сургутская бизнес-идея в области социального предпринимательства получила предложение стать резидентом Сколково: для дальнейшего развития проекта необходима сквозная цифровая платформа федерального охвата. Техзадание для этого глобального  IT-проекта сургутяне уже разработали. Нужны исполнители. Команда разработчиков Сколково подключилась помочь.
— По мнению экспертов Агентства стратегическизх инициатив, мы можем развить свою сеть до показателя — не менее одного франчайзи в каждом регионе России и в каждом городе Югры. Задача амбициозная, но выполнимая,  подтверждается цифрами, — поделился с коллегами планом Степан Прокопович.

В режиме «одного окна»
Готова тиражировать свой бизнес-опыт владелица сургутской сети стоматологических клиник Salve Ильмира Ибрагимова. По словам бизнес-вумен, запрос на это предложение со стороны потенциальных бизнес-партнеров из других регионов немалый: ей уже неоднократно приходилось открывать клиники, аналогичные сургутской, в других городах.
— Решила все же упаковать проект в франшизу. На форум пришла узнать порядок действий. Возможно, существует некое «единое окно», в котором мне хотя бы объяснили алгоритм, — уточнила  сургутянка.
Дорожную карту по упаковке франшизы можно было составить на месте — в юридической гостиной. В течение всего форума предпринимателей консультировали юристы Единого центра поддержки франчайзинга Юлии Богушевской.
Юлия Богушевская — генеральный директор компании «Франчайзинг-Интеллект», ментор Сколково, председатель правления АНО «Единый центр поддержки франчайзинга», федеральный эксперт по франчайзингу, спикер международных форумов, преподаватель авторского курса «ФРАНЧАЙЗИНГ» в НИУ «Высшая школа экономики».
— Если у вас успешный бизнес, делать франшизу из региона можно, нужно и полезно, — считает эксперт.  — Потому что только франшиза сделает ваш бизнес еще успешнее и качественнее. Ничего не надо бояться — перед вами Россия, перед вами весь мир. И наши коллеги [спикеры форума «Ярмарка франшиз»] убедительно это доказали. Региональные франшизы все чаще становятся федеральными. На форуме немало тому примеров. Представлено много югорских франшиз, которые сегодня крайне интересны не только на российских просторах. На них поступают запросы уже из-за рубежа. Региональные франшизы привлекают своей уникальностью, очень эффективны, а их собственники — более коммуникабельны и честны перед партнерами.
Эльмира Ибрагимова была далеко не единственным предпринимателем, получившим эту консультацию.

Удочка вместо рыбы
— Поддержка предпринимательства не должна быть чисто финансовой. Бизнес-модели, технологические и методологические коммерческие основы должны быть жизнеспособными сами по себе. Меры поддержки должны помогать, но ни в коем случае не замещать предпринимательскую активность, — считает Сергей Стручков. — Поэтому наша задача — дать возможность предпринимателям получить необходимые им на определенном этапе знания. В частности, помочь упаковать продукт во франшизу. Но не делать этого вместо них.
На сегодняшний день под патронатом Фонда поддержки предпринимательства Югры находится несколько бизнес-проектов, которые могут стать франшизами регионального, а возможно, и международного уровней. Сколько из них «выстрелит», говорить пока трудно. Построение франшизной сети — это задача не одного дня, порой на ее реализацию уходит до нескольких лет.
Одна из задач национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» — создание на региональном уровне от двадцати устойчивых мощных федеральных франшиз в год. Жесткого требования к регионам, например, — не менее одной устойчивой франшизы раз в два года — к  счастью, нет. Иначе, скорее всего, правительствам ряда субъектов пришлось бы несладко. Но Югре, похоже, можно не опасаться невыполнения задания в случае, если оно появится. Региональный бизнес готов к его выполнению.


Начальник управления инвестиций и развития предпринимательства администрации Сургута Светлана Петрик: 
— Мы планируем расширение мер финансовой поддержки предпринимателей Сургута. Начинающие смогут получить субсидию на компенсацию затрат на становление бизнеса, в том числе по покупке франшизы. Новую форму поддержки планируем ввести со следующего года. Готовы помочь предпринимателям в реализации идей. Также планируем организовать консультационное сопровождение для тех, кто хочет создать собственную франшизу

Автор текста: Маргарита Стройнова    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии