Последние новости

17:35

Аквапарк в столице Югры закроют на ремонт

16:54

Школьник из Ханты-Мансийска стал одним из лучших знатоков географии в стране

16:23

Добровольцы Югры обустраивают военный госпиталь на Луганщине

1 мая

Наталья Комарова вручила награды к Первомаю лучшим труженикам Югры

15:19

В Новосибирске хозяйка погибшего в троллейбусе пса-поводыря получила новую собаку

15:16

На Ямале образуются «пробки» из оленей

14:04

Врачи Нижневартовска спасли руку мужчине, получившему осколочное ранение в зоне СВО

30 апреля

Губернатор Югры открыла выставку «Трудовые династии» на ВДНХ

12:45

Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Югре Александр Щербаков остает...

12:43

Премию «Умный город» получил проект из Ханты-Мансийска

12:41

140 тысяч югорчан проголосовали за благоустройство своих муниципалитетов

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

12:11

В Сургуте 79 образовательных учреждений присоединились к акции «Спасти и сохранить»

11:39

Победителям цифровой Викторины «Достижения Югры» из Нижневартовска торжественно вручили ключи о...

10:05

19-летний хоккеист из Югры стал лучшим вратарем МХЛ

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

Читать все новости

Говорит Актриса

Сургутян приглашают на бенефис одной из самых узнаваемых актрис Сургута

Фото: Из архива СМДТ

Исход творческой, интересной молодежи из Сургута в столицы – факт давно признанный. На недавнем индустриальном форуме поучали: «Молодые люди не будут уезжать из Сургута, когда город начнет работать с их мечтами». А если мечты дерзкие, амбициозные? Если мечта – служить профессиональному театральному искусству, снимать овации залов, звучать уникально и быть услышанным? Сургут и Югра с такой мечтой поработали – уже 17-й сезон творит в Сургуте крупнейший профессиональный драматический театр Югры. Актеры, которые служат здесь, – молодые люди, югорчане, сибиряки, средний возраст – 26 лет. Их мечты из тех, которые обогащают все культурное пространство города.

27 марта в крупнейшем окружном театре Югры - Сургутском музыкально-драматическом  – неординарное событие. В Международный день театра здесь состоится бенефис «Будь женщиной!» актрисы, режиссера СМДТ Юлии Уткиной.
Юлия Уткина - пожалуй, самая узнаваемая актриса Сургутского театра. За 10 лет службы в Сургутском театре Юлия Уткина создала калейдоскоп разнообразных образов, порой диаметрально полярных. Это и инфернальница Настасья Филипповна Достоевского. Это и образы героинь, путь которых – выбор между Любовью, Совестью, Долгом: Карла в «Ночи Гельвера» по Вилквисту, Анна в «Украденном счастье» по пьесе Франко. Юлия – любимица детской публики. В мюзиклах для детей она играла и Золушку, и Бабу-ягу. Даже роли, где в актерском потенциале нужно отыскать маскулинные качества, Юлии по плечу: неугомонный Кочкарев в спектакле «Женитьба» по Гоголю или бой-баба – брутальная спартанка Лампито в комедии «Лисистрата» по Аристофану.
Юлия Уткина – режиссер спектакля «Иди, куда влечет тебя свободный ум…» по поэме Пушкина «Анджело» (диплом  международного фестиваля современного искусства «Моя Югра» в номинации «Молодой режиссер»). В 2015 году Юлия удостоилась  государственной стипендии Союза театральных деятелей РФ – на создание спектакля «Шинель» по повести Н.В.Гоголя. Этой премьерой театр удивит зрителей совсем скоро.
Для читателей «СТ» Юлия рассказала о личном ощущении дела театра.

О фатуме
Для меня со школы было понятно, что свяжу свою жизнь с театром. Такая была абсолютная ясность! Я посещала все спектакли СМДТ. И мечтала именно об этой сцене! Я влюблена в Сургут, и совсем не хотелось отсюда уезжать. Но театрального образования здесь не давали, и уехать пришлось. Три года училась в Москве на режиссера.
Однажды приехала в Сургут на день рождения брата. Отмечали праздник на даче. Случайно обратила внимание на бумажку – белела в траве. Оказалось, это листовка, там написано – при Сургутском театре открывает актерский курс Челябинская академия культуры и искусства, руководители – именитые Гарольд Стрелков и Инга Оболдина! Идет набор! Я не поверила сначала. Но позвонила по указанным телефонам – оказалось правдой. Пошла на прослушивание. И, как у Аверченко, «все заверте…».
О преодолении
В детстве я занималась в школе искусств. Мой педагог (не буду называть фамилию, но на бенефис мы ее пригласили) мне сказала, что я никогда не буду танцевать. В том смысле, что у меня нет нужных данных, я не гибкая. Ужасное слово «никогда». А мне казалось, что я могу чувствовать музыку, могу впускать ее в себя и танцевать «не пустой». Сейчас я наравне с профессиональными артистами балета участвую в пластических спектаклях театра («Свобода навсегда» балетмейстера-постановщика Олега Глушкова, «Испанские линии» хореографа-постановщика Ольги Нечаевой и другие, – прим. автора). И горжусь этим. Я из тех людей, кого высказывания «Ты никогда не сможешь сделать это» только подталкивают к развитию, дразнят здоровые амбиции.

Об одном-единственном слове
Актер не может творить без режиссера. Те, кто уверены, что могут это делать, – я сомневаюсь в их профессионализме.
В театре много времени посвящается именно разбору пьесы вместе с режиссером. Особенно интересно делать это с нашим художественным руководителем Владимиром Владимировичем Матийченко - это захватывающий процесс, одновременно творческий и аналитический. Он определяет всю дальнейшую твою работу на сцене. Именно на этом этапе ты понимаешь мотивации своего героя, его оценку происходящего. Что он делает и почему. Например, героиня Карлы из спектакля «Ночь Гельвера». По идее режиссера, на сцене развертывается уже не история ее жизни, Карла - уже умерла. Хотя главные поступки, которые преследуют героиню, более чем человечны… Тем не менее я уже не совсем человека играю, и это нужно найти в голосе, в пластике.
Иногда, чтобы понять своего героя, достаточно всего одного слова режиссера. В спектаклях Матийченко эти слова я знаю. Но если этого слова нет… У меня была одна такая роль на ощупь - в спектакле берлинского режиссера Кая Вушека «Лиса загрызает кролика». В процессе репетиций сменилось пять переводчиков из разных школ иностранных языков. Но никто не мог правильно объяснить идею режиссера. И пришлось искать интуитивно. Это трудно.
 
О мужчинах
Все роли - любимые. Все играется с удовольствием. Часто спрашивают, каково это – играть мужчину (я про роль Кочкарева в спектакле «Женитьба» Линаса Зайкаускаса, где на  мужских ролях заняты актрисы). Это очень занимательный, интересный опыт, я бы сказала – кайф! Эффект узнавания в действии: мужчины-зрители видят себя со стороны и удивляются, женщины-зрители тоже в восторге… Я могу назвать только одну роль, с которой работалось на преодоление. Спектакль «Спаси меня (Protection)» тоже Линаса - работается в формате вербатим, то есть актеры у микрофонов озвучивают тексты исповедального, документального характера, от первого лица. Герои спектакля – очень специфичные, маргиналы. Мне досталась роль Назифы, турчанки в Берлине, пережившей насилие. У нее морально тяжелый текст, и нужное творческое самочувствие на сцене было нелегко выстроить. Пришлось заставлять себя погружаться в это.
О чести и совести
Особенные для меня - роли в спектаклях Владимира Матийченко. Например, Карла в драме «Ночь Гельвера». Или фрау Боймер в «Точках…невозвращения» по творчеству Ремарка. Это весьма неоднозначные персонажи! И неоднозначность в них привнесена именно режиссерской трактовкой пьесы. Разработка этих образов - результат режиссерского погружения в человеческую природу. Обе они где-то преступницы, грешницы. Но я принимаю моих героинь. И хочу, чтобы зритель тоже принял их, их трагедию.
Спектакли Матийченко вообще стоят для меня особняком. В них обостренно, своевременно звучит все, что касается Чести, Совести, Достоинства. Для Матийченко это не пустые слова. Я разделяю эту позицию – она формирует меня не только как актрису, но и как гражданина.
О пинг-понге
Игра на сцене – это как в пинг-понг. Нужен партнер, чтобы отбить твой удар. Как в жизни: ведь говорят, для любви нужны двое. Играть нужно для партнера! И если партнер о тебе забывает, это страшно. Беззащитен при этом не тот, кто зависит от партнера. А тот, кому кажется, что он без партнера прекрасным образом «вытащит» сцену. Такой актер, возможно, прекрасно выучил роль, замечательно простроил все мотивации и оценки своего героя. Но, предположим, его парт-
нер забыл слова. Или вообще что-то пошло не так, а нужно быстро сориентироваться, обыграть этот момент так, чтобы никто не заметил. С таким актером-эгоцентриком вся сцена развалится. И конечно, только в хорошей партнерской игре сцену можно обогатить новыми красками.
Однажды, чего никогда не бывало, на сцене я забыла текст – в своем же спектакле по поэме «Анджело» Пушкина. Это была сцена объяснения главных героев. Придумать свой текст невозможно, ведь мы изъясняемся поэтическим текстом Пушкина! Не знаю, как я нашлась – вместо того, чтобы говорить слова, я зарыдала. По рисунку сцены это вполне подходило. Не растерялся и мой партнер – он понял, что произошло, 
и продолжил играть.

Про первый раз
Ощущение, с которым важно выходить на сцену, – это ощущение «первого раза». Ты знаешь сюжет спектакля, знаешь свой текст и свои реакции. Ты знаешь тексты других актеров и поступки их героев. Но играть-то нужно так, как будто все это происходит в первый раз и перспектива событий тебе неизвестна!
О режиссерском коварстве
Хорошие режиссеры умеют простроить сложную зрительскую реакцию. Тут я могу рассказать уже о своем зрительском опыте. Например, спектакль «Ричард III» режиссера Гарольда Стрелкова. Там умирает неимоверное количество героев – и умирают они так, что зритель смеется до колик. Но в финале сидит ошарашенный: боже мой, как я мог смеяться? У меня была такая же реакция. И на втором просмотре я снова не могла удержаться от смеха. И снова в финале – шок. Этого и добивался режиссер.
Примерно то же испытывают зрители и на просмотре «Ночи Гельвера». Им трудно удержаться от смеха, наблюдая за главным героем, слабоумным. И это общечеловеческая реакция – я не говорю, что правильная. А в конце спектакля эти зрители так же порицают себя за тот смех…

О гастролях
В нашем театре жизнь бурлит: ставят спектакли режиссеры из Литвы, Украины, Чехии, Германии, Египта. У нас традиции репертуарного театра объединены с открытостью новым формам и направлениям в искусстве. Ты всегда можешь сверить часы с театральным пульсом страны, Европы. Театр гастролирует.
Знаю, что государственное задание не предусматривает теперь гастролей за пределами округа. Но наш директор Тамара Никифровна Лычкатая находит возможности для реализации таких проектов – и вообще, она не позволяет театру останавливаться в своем развитии! Например, в год юбилея Великой Победы мы проехали со спектаклем «Имена на поверке» по поэзии поэтов-фронтовиков по 13 городам России и зарубежья. Этот спектакль действительно объединил людей от Берлина до Тулы!.. Конечно, хочется найти понимание власти в том, что гастроли и фестивали очень важны для актеров. Ведь это шанс обмена опытом с коллегами, возможность получить оценку со стороны, от авторитетного жюри, коллег-артистов, от нового зрителя. Для любого профессионального актера гастроли и выступление перед фестивальной публикой – это важнейший стимул творческого роста.

Об актерских кознях
Наш театр – это прежде всего объединение единомышленников. Но все равно я вижу в нем театр-дом. Мне здесь уютно, тепло. У нас очень дружная труппа. Все искренне радуются успехам друг друга. Каждый пытается помочь. «Интриги закулисья» - это что-то из Мольера, из балета – это там кислотой обливают и стекло в пуанты подсыпают?  У нас этого нет… Я прихожу на работу, иду по фойе, вижу зал в приоткрытые двери. Всегда с наслаждением вдыхаю сухой воздух большого гулкого пространства. Улыбаюсь: пусто – это ненадолго, сейчас 10 утра, а вечером зал будет полон. Предвкушаю бешеную эмоцию на сцене. Предвкушаю преображение – на сцене я чувствую себя увереннее, выше, лучше. 
 
НЕ о классике
В Сургутском театре интересно играть потому, что это не театр иллюстраций к текстам. Здесь всегда особое, несюжетное прочтение классики. И образы, которые приходится создавать нам, актерам, они не ходульные. Скажем, какой будет госпожа Простакова в классическом спектакле по «Недорослю»? Самодурка, жестокая и властная помещица, как нас и учили в школе. Режиссер Владимир Матийченко увидел другие мотивации у этой героини, прочитав Фонвизина, и мне очень интересно это видение. Посмотрите нашего «Недоросля» - спектакль называется «Чудо в  перьях»! Наша госпожа Простакова не вызывает таких однозначных оценок. Где-то она даже симпатична.  В этом смысле у нас все по театральным канонам: играешь плохого – ищи, где он хороший.
Мы ценим наших зрителей за то, что они готовы к эксперименту, который им предлагает Сургутский театр. Да, здесь есть спектакли для душевного отдохновения – спектакли-концерты, водевили, мюзиклы. Но основной упор все равно сделан на спектакли, которые заставляют душу трудиться, думать, беспокоиться. Испытывать неудобство. В такой своей ипостаси театр противостоит агрессивной массовой культуре, оскудению Личности, онемению голоса Гражданина.
 
P.S. Бенефис Юлии Уткиной обещает быть действительно нетривиальным событием. Стоит пояснить: с чем можно сравнить бенефис? Ответить трудно. Ни в одной сфере профессиональной деятельности нет подобной формы демонстрации мастерства - только у людей театра. Это признание заслуг и мастерства актера. На бенефисе актер предстает в нескольких образах. По сути, бенефис вбирает в себя совершенно разные времена и пространства, миры и меры души, подвластные актеру.  Так что для зрителя это настоящий праздник! В этот вечер на сцене театра – самые «цепляющие» сцены из спектаклей по произведениям Ремарка, Франко, Фонвизина, Достоевского, Аристофана, поставленных в СМДТ режиссерами России и зарубежья. И, конечно, ждите сюрпризов от Юлии Уткиной!

Владимир Матийченко, режиссер, художественный руководитель СМДТ, заслуженный деятель культуры Югры, член правления Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ: 
- Юля - огонек. Юля - огонек вдумчивый. Звучит парадоксально? Но театр - это всегда парадокс. Я как режиссер всегда знаю, что в творческом поиске Юля загорится и - подумает. Юля надежная. Она меня всегда слышит, услышав - возьмет главное, выстраивая образ согласно своей индивидуальности. И никогда не расплескает то самое главное. 
Гарольд Стрелков, худрук Тульского государственного академического драмтеатра, приглашенный режиссер СМДТ: 
- Юлия и как актриса, и как человек способна оставить от себя очень сильное ощущение. Мне всегда нравилось с ней работать, потому что у нее есть все эти качества. Она умеет создавать, быть очень подвижной, «пластилиновой» в создании роли и собирать, генерировать вокруг себя положительную энергию, положительно воздействовать на коллектив. И, конечно, надо отметить ее режиссерские задатки.

 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

17:35

Аквапарк в столице Югры закроют на ремонт

16:54

Школьник из Ханты-Мансийска стал одним из лучших знатоков географии в стране

16:23

Добровольцы Югры обустраивают военный госпиталь на Луганщине

1 мая

Наталья Комарова вручила награды к Первомаю лучшим труженикам Югры

15:19

В Новосибирске хозяйка погибшего в троллейбусе пса-поводыря получила новую собаку

15:16

На Ямале образуются «пробки» из оленей

14:04

Врачи Нижневартовска спасли руку мужчине, получившему осколочное ранение в зоне СВО

30 апреля

Губернатор Югры открыла выставку «Трудовые династии» на ВДНХ

12:45

Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Югре Александр Щербаков остает...

12:43

Премию «Умный город» получил проект из Ханты-Мансийска

12:41

140 тысяч югорчан проголосовали за благоустройство своих муниципалитетов

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

12:11

В Сургуте 79 образовательных учреждений присоединились к акции «Спасти и сохранить»

11:39

Победителям цифровой Викторины «Достижения Югры» из Нижневартовска торжественно вручили ключи о...

10:05

19-летний хоккеист из Югры стал лучшим вратарем МХЛ

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

Читать все новости