Примером тому может служить ДТП на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск, случившееся 11 мая. Водитель «Лады» не успел среагировать и столкнулся с лосем. Бывалые водители говорят, что даже не стоит пытаться обогнать сохатого – у него нет тормозов, надо просто уступить зверю дорогу. Поэтому водителям, после долгого перерыва севшим за руль, надо быть особенно внимательными, соблюдать правила дорожного движения, сделать все, чтобы навык безопасного управления транспортом как можно скорее вернулся.
Экстрим или спокойствие?
Власти Югры, сотрудники дорожной инспекции делают все, чтобы снизить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах региона. И это приносит свои плоды. Число аварий снижается с каждым годом.
А в прошлом году, например, у нас в расчете на 100 тысяч автомобилей произошло 213 ДТП – это на 2,3 процента меньше показателей 2018 года.
Однако безопасность на дорогах зависит в первую очередь от сознательности и ответственности водителей, их навыков
вождения.
Сейчас существует множество автошкол. Например, школы «экстремального вождения». По заверениям последних, они научат водителей выбираться из любой нештатной ситуации. В частности, «если машину занесет, или развернет, или вы полетите в кювет» и так далее… Одно время эти курсы пользовались большим спросом.
Существует и другая традиция – школа «защитного вождения»: стараться не попадать в экстремальные ситуации, чтобы потом из них не выкручиваться!
О ней в свое время я узнал от друзей-нефтяников, когда побывал на их семейном корпоративном празднике. Там, кроме семейных интеллектуальных викторин, угощения, для желающих провели небольшие занятия по «защитному вождению». Итак, что же такое защитное вождение?
– Его суть – как раз сделать все, чтобы не попадать в экстремальную ситуацию, – рассказал мне Игорь, главный специалист по безопасности дорожного движения нефтяной компании. За первый год обучения сотрудников принципам защитного вождения в компании на 27 процентов снизилось число крупных и значительных дорожно-транспортных происшествий.
Естественно, все, что берут на вооружение нефтяники и газовики, достойно всяческого изучения. Порывшись в интернете и книгах, я выяснил, что термин «защитное вождение» появился в Соединенных Штатах в 1964 году, тогда же появились и первые курсы, обучающие такому вождению. Основным лозунгом защитного вождения был следующий: «Водить так, чтобы сохранить жизни, время, деньги вне зависимости от условий вокруг вас и от действий других людей».
Еще интернет сообщает, что термин стал популярен благодаря книге Роберта Шаллера «70 правил защитного вождения». Спасибо тебе, дядюшка Боб! Мы попробуем сейчас назвать основные принципы или правила защитного вождения.
Замечу только, что все эти принципы согласуются с опытом советских и российских водителей, которые могли бы написать об этом не один десяток томов. Например, принцип трех «Д» – «Дай дорогу дураку» – созвучен одному из правил защитного вождения дядюшки Боба. Ну, хватит размышлений, поедем дальше.
Кстати
Чтобы определить правильную дистанцию, инструкторы проводят следующий тренинг. На пустой стоянке или на любой открытой местности едут две машины. Только не друг за другом, а одна в нескольких метрах за другой, но в том же направлении и на той дистанции, которая кажется безопасной. Потом первая машина резко тормозит (где вздумается), вторая – тоже, чтобы избежать удара. После этого можно увидеть, стукнете вы ведущего или же выбрали правильную дистанцию.
Правила безопасности
1. «Безопасность зависит только от нас самих».
На инструктаже, который проводил для водителей эксперт в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Будаквенко (видеоуроки его «Школы защитного вождения» при желании можно найти на ютьюбе), преподаватель задал участникам семинара такой вопрос:
– Скажите, на сколько процентов безопасность на дороге зависит от вас, а на сколько от других участников дорожного движения?
Ответы были разные: 80 на 20, 50 на 50 (самый популярный) или 20 на 80.
– Если вы будете думать, что ваша безопасность зависит от кого-то на 20, или 50, или даже 80 процентов, то вы попали! – заметил эксперт. – Это случится потому, что другой водитель даже и не подозревает, что вы «дали» ему ответственность за вашу безопасность! Он может о ней и не думать совсем! Вы должны сами отвечать на сто процентов за свою безопасность, стараться не допускать ошибок. Но это идеальный вариант.
На сто процентов нельзя все предугадать и полностью контролировать ситуацию, но соотношения «97 на 3 процента» достичь можно.
Если вы едете с мыслью: «Все зависит только от меня, от ошибок других ничего не зависит», то, как только увидите опасность, ее первые признаки, вы от нее уйдете. Например, вы заметили, что происходит резкое перестроение с полосы на полосу или же резкое торможение, – вы сразу отреагируете (не будете полагаться на других водителей, которые могут и не заметить этой ситуации) и спасете и себя, и других.
2. «На дороге нет места соревнованиям».
Основная задача водителя, который движется в защитном стиле, – постоянное снижение рисков. Если вы – азартный человек, вспомните эпизод из популярного фильма «Назад в будущее», где Марти Макфлая на гонку на дороге подначивал его приятель Нидлз (кажется, так звали этого вредного гопника). Марти повелся, и авария на перекрестке в юном возрасте разрушила его карьеру музыканта – правда, в одном из вероятных будущих. Но у нас – не кино, и жизнь одна.
Поэтому надо научиться спокойно переносить и подобные ситуации, и измывательства в вашу сторону, какими бы обидными они ни были.
3. «Надо бороться с гневом».
Очень актуальная вещь для современной жизни, полной стрессов, постоянной беготни, суеты сует, особенно в крупных городах. Если вас ослепили гневом, вы уже проиграли. Будьте спокойны, как Георгий Жуков, который разгромил непобедимую немецкую армию под Москвой. Будьте спокойны, как Фарман Салманов, которому грозил суд, но он знал, что в Югре есть нефть, и нашел ее. Держите нервы под контролем, и ваша семья, ваш бизнес будут процветать в безопасности.
4. «Восприятие рисков».
Как говорит эксперт, у человека с возрастом притупляется восприятие рисков. Он по-разному может воспринимать одну и ту же опасность: как, например, поддерживать дистанцию при движении плотных потоков (поддержание правильной дистанции – также один из принципов защитного вождения), как создавать вокруг своего транспортного средства безопасное пространство. Итак, не забывайте про правильную дистанцию.
Кстати, правильная дистанция – один из ключевых моментов в парном дрифте. Но это уже на грани экстрима. Его мы как раз не пропагандируем.
5. «Выбор скорости».
На дороге может стоять знак ограничения скорости «90», но безопасно вы в некоторых ситуациях можете ехать, например, со скоростью лишь 30–40 километров в час – когда туман или же только начался дождь. В первые минуты дождя капли падают на пыль, масло, и сцепление с дорогой становится таким же, как во время гололеда зимой. Поэтому скорость на несколько минут лучше убавить.
Поток также диктует свои правила. Поэтому нужно либо двигаться со скоростью потока, либо сдать вправо. И так далее.
Конечно, в рамках одной газетной статьи нельзя полностью рассказать о защитном вождении. О нем, уважаемые читатели, вы сможете все найти в интернете или же по старинке – в библиотеке. Будьте внимательны, рассчитывайте только на себя, ни гвоздя вам, ни жезла!
Опубликованных комментариев пока нет.