Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.Годом образования деревни Урай считается 1922 год – такие сведения получены по воспоминаниям старожилов, но документально никак не закреплены. Эта дата впервые указана в диссертации Аркадия Санникова на тему «История освоения Шаима и строительство города Урая». В приложении к диссертации важнейшие события и факты описаны в хронологическом порядке, с 1917 по 1971 год. Диссертация хранится в архивной службе администрации Урая.
В Музее истории города есть документ, подтверждающий, что деревня Урай существовала и раньше 1922 года. Это личное дело Ефима Вискунова, в котором дана информация, что он был принят на работу в Урай в 1919 году.
В данном документе можно прочитать информацию о том, что он занимался рыболовством в деревне Урай Шаимского сельского совета с 1919 года по 1926 год. Хотя в 1919 году Урай еще не входил в Шаимский сельсовет, но, по всей вероятности, этот документ был составлен после 1924 года. Дата составления документа дана неразборчиво.
В 1924 году деревня Урай и еще 25 населенных пунктов вошли в состав Шаимского национального совета, который был образован на основании постановлений ВЦИК от 3 и 12 ноября 1923 года в составе Тобольского округа Уральской области с центром в селе Нахрачи (сейчас Кондинское) из Кондинской и Малокондинской волостей Тобольского уезда и части Верхнепелымской волости Туринского уезда. Мало кто знает, что история Шаима насчитывает не одно столетие. Это древнее село было основано более четырехсот лет тому назад и, по некоторым историческим данным, в 1595-96 годах (даты основания крепости Пелым).
Русский прозаик, очеркист, этнограф Порфирий Инфантьев, побывавший в Конде в 1892 году, писал: «Все это пространство представляет из себя сплошную тайгу с непроходимыми лесами, неизмеримыми тундровыми болотами, громадными туманами, с массой речек и озер. Этот край почти нетронутый влиянием русских». Об этом говорит и Владимир Павловский в своей книге «Вогулы»: «Непроходимые леса и болота долго охраняли вогулов от соприкосновения их с другими народами».
Все эти высказывания подтверждают, что территория, на которой сейчас находится современный Урай, до 1920-х годов представляла собой глухую тайгу и топкие болота. Заселение края русскими шло хотя и медленно, но непрерывно. Значительный приток переселенцев дал голодный 1920 год, перенесенный Кондинским районом сравнительно благополучно. Издревле люди селились по берегам рек, озер, заливов, которые зачастую служили им и транспортными артериями, и средством экономического развития, и источником пропитания. Таковой для первых жителей и была река Конда.
Эдуард Сенкевич отмечал, что «…река Конда, впадающая в Иртыш, как водный путь представляет мало удобств, начинаясь в дикой болотистой местности, удаленной от рек других бассейнов… Ее русло извилисто, течение быстро, устье находится слишком далеко на севере; при этом, чтобы попасть в Кондинскую сторону, нужно сотни верст плыть против течения».
Товарищ Искра – один из тех, кто в двадцатые годы активно участвовал в советском и хозяйственном строительстве Конды будучи членом Кондинского райкома партии и заместителем председателя райисполкома. В Конду Иван Алексеевич был командирован Уральским Обкомом РКП (б) в ноябре 1924 года. Как корреспондент газет, Искра напечатал много заметок и статей о жизни в Конде, и в частности в газете «Правда» от 21 августа 1925 года была напечатана статья «В Конде», в которой он ярко расписал экономику района и жизнь ее людей. Он писал, что территория большая, более 50 000 квадратных верст. Кругом вода: речки, болота, озера, и только маленькая часть района покрыта хвойными лесами. Населяют остяки, вогулы и частью великороссы. Грамотных очень мало. Есть местечки, что проедешь десятки верст по юртам и деревушкам – не найдешь ни одного грамотного. Связь очень плохая: телеграфа, телефона нет. Ближняя железнодорожная станция – в Тюмени, за 1 500 верст! Население сообщается на лодках. Московские газеты приходят через два месяца.
В переписи населения 1926 года о деревне Урай сказано: число хозяйств – 9, население – 39 человек (мужского пола – 20, женского – 19), национальности: русские – 36, вогулы – 3.
В 1930 году урайцы организовали рыболовецкую артель имени Декабристов, позднее ставшую одноименным колхозом. На протяжении 16 лет, с 1938 по 1954 годы, им руководил Иван Зольников. Я часто встречаю высказывание, что он является основателем Урая, но с этим утверждением не согласна. Зольников сюда приехал в 1931 году, в деревню, которая входила в состав Шаимского сельского совета, и рыболовецкая артель уже действовала. Но с тем, что Иван Кузьмич – личность достопримечательная, историческая и легендарная, не поспоришь. Судьба его тесно связана с историей старого Урая.
Иван Кузьмич Зольников впервые увидел Кондинскую землю задолго до революции. Он был батраком у Тобольского купца первой гильдии. И тот отправлял его в извоз – ходить сюда с обозами за рыбой и мясом. Иван – старший сын в многодетной семье – с детства умел и любил трудиться. Ко всякому делу подходил основательно, душу в работу вкладывал. За это хозяин ценил паренька и, несмотря на его юный возраст, доверял не только ответственные поручения по хозяйству, но и ключи от всех амбаров и погребов.
Иван Кузьмич воевал в Первую мировую войну, но по контузии вернулся домой, в деревню Кузьмина под Тобольском. Зольниковы, Филатовы и другие семьи первых урайцев – из тех мест.
В конце двадцатых годов пришел голод. А здесь Иван Кузьмич знал: и рыба есть, и мясо. Если голова на плечах – не пропадешь. Поэтому в эти места и приехал со своей семьей в 1931 году. В Силаву добирались на лошадях и коровах, запряженных в повозки. Поначалу жить было негде, поселились в полуразрушенном заброшенном доме. Вскоре узнали, что в поселке Урай продается хороший дом, который купили за две коровы и одну пару хромовых сапог. Этот дом, построенный в 1918 году, стоит и сейчас в дачном кооперативе «Заречный», в простонародии названном в честь Ивана Зольникова Кузьмичами. Потом сюда поехали его братья, сестры, земляки. После хрущевского укрупнения, когда колхозы объединились, почти все подчинились и поехали на центральную усадьбу в Тап, за сто километров отсюда. А Иван Кузьмич – нет, остался здесь единоличником.
По воспоминаниям жителей, из деревни Урай на войну ушло 24 человека, из них 13 не вернулось. Погибли, пропали без вести. Но в альманахе «Вереск», созданном при поддержке администрации Кондинского района, даны другие сведения: из деревни Урай ушло на фронт 12 человек, не вернулось – 10. Хотя там оговорено, что данное количество урайцев, призванных на фронт, не может быть точным.
Когда всех здоровых мужчин забрали на фронт, остались одни женщины да старики. Вот на них да на подростках и держался колхоз имени Декабристов. Главной продукцией, которая шла из деревни на военные нужды, была рыба. Основные промысловые угодья колхоза – Малый и Полый Урай, протоки Конды. Рыбу колхоз сдавал государству согласно плановым заготовкам, выполняя и перевыполняя план по добыче рыбы. Зимой на подводах увозили на рыбоконсервный комбинат в Ханты-Мансийск, летом солили колодкой в огромных бочках и отправляли в Нахрачи.
В годы войны жители Кондинского района сдавали план по сбору брусники и клюквы. В Нахрачах был экстрактно-варочный завод. На фронт шли джемы, сиропы, варенье, рыбные консервы. Колхозники покупали облигации государственного займа, сдавали пушнину. И в военное, и в послевоенное время жилось трудно, но с голоду не умирали: кормили лес и речка.
Во время войны по Конде ходил один пароход – «Гашунин». Он перевозил в Нахрачи рыбу и пушнину. Пароход «Гашунин» доходил только до Чантырьи. Там разгружали разный товар, а затем развозили на лошадях или на лодках по селам. Гудок парохода был слышен на десятки километров в округе.
В дни Великой Отечественной войны жители Кондинского района приняли участие в судьбах многих десятков людей из блокадного Ленинграда. Урай не стал исключением – сюда привезли эвакуированных из Ленинграда женщин. Их было немного. После снятия блокады они вернулись домой.
В 1930–40-е годы в Ханты-Мансийском округе стала набирать силу лесопромышленная отрасль. В районе Сухого Бора появился лесоучасток. Он входил в состав Кондинского леспромхоза. Затем на правом берегу стал расти поселок лесников – «второй Урай». Пролегли просеки, ставшие дорогами. По ним потянулись линии электропередачи, пришла жизнь в глухие районы. Заготовка древесины, живицы, производство пиломатериалов, шпал – все это было необходимо послевоенному хозяйству страны. Благодаря организации лесопункта в поселке появились первая школа и первый клуб. До нефтяного бума начала 1960-х годов именно лесозаготовители определяли лицо урайской цивилизации.
Заместитель директора по музейной работе
Культурно-исторического центра Урая Оксана Стрелец
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.