62.5156   $ 60.6229




×
Общество
0

Как югорчане могут защитить себя от назойливых коллекторов

Читать «Новости Югры» в

Сейчас получить микрозаем легко. Даже не выходя из дома – в несколько кликов на просторах интернета можно получить в долг заветную сумму. Сложности начинаются, когда не удается вовремя погасить платеж. Тогда микрофинансовые организации разными, не всегда законными путями начинают требовать долг. Как защитить свои права, если кредитор переступил рамки закона, читайте в нашем материале.


Будьте грамотными
В нашей стране все действия по возврату просроченной задолженности в досудебном порядке регулируются федеральным законом № 230-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2017 года. По нему кредиторы и коллекторские организации могут совершать действия по возвращению долга в досудебном порядке. О том, какие из них законны, а какие недопустимы, рассказала начальник ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, УФССП по Югре Рашита Сайфулина. Именно в ее отдел поступают обращения и жалобы от жителей округа на кредиторов.
– По статистике, количество обращений увеличивается, но это говорит не только о росте числа должников, но и о том, что люди стали юридически грамотнее и знают, куда обращаться за помощью, – говорит Рашита Ринатовна.
За семь месяцев к рассмотрению принято 225 обращений от югорчан. На 1 августа рассмотрено 205 из них, доводы 25 признаны обоснованными. Нарушителям (кредиторам либо их представителям) назначены штрафы на общую сумму более 1 миллиона рублей.

Как поясняет Рашита Сайфулина, не всегда для взыскания долгов привлекаются коллекторы. Микрофинансовые организации могут сами звонить, встречаться с должником, отправлять СМС-сообщения и письма и так далее.
– Люди жалуются на то, что от кредитора поступают необоснованные звонки третьим лицам, не являющимся должниками: друзьям, родственникам, коллегам, – рассказывает специалист.
Следует знать, что в 230-ФЗ прописано, что взаимодействие кредиторов и коллекторов с третьими лицами может быть только при двух условиях: если должником дано такое согласие и если третье лицо не выразило несогласие.

Зачастую во время проведения проверок по жалобам выясняется, что на стадии выдачи договора микрозайма заемщик заключил соглашение об иной частоте взаимодействия и о взаимодействии с третьими лицами.
– Когда нужны деньги, люди порой не глядя подписывают документы, – говорит специалист. – Потом, когда платеж просрочен и начинаются звонки родственникам и знакомым, люди хватаются за голову.
Рашита Сайфулина разъясняет: если вам по согласию должника позвонили как третьему лицу, вы можете выразить несогласие в ходе разговора. Например, можете просто сказать: «Не звоните мне больше по поводу долга Иванова, я больше не хочу с вами общаться». По закону с этого момента взаимодействие с вами должно быть прекращено.



Не надо паники
В практике Рашиты Сайфулиной были случаи, когда югорчане жаловались на психологическое давление со стороны кредитора. 
– Мы рассматривали жалобы, когда кредитор направлял СМС-сообщение примерно такого содержания: «Ждите: сейчас по вашему адресу приедет инспекционная комиссия, готовьте имущество». Либо давление оказывалось по телефону: «Как вам не стыдно, у вас семья, маленький ребенок. Придут судебные приставы и арестуют ваше имущество», – рассказывает Рашита Ринатовна.
Из-за незнания законов люди начинают паниковать. А ведь подобные действия кредитора или коллектора являются нарушением. По 230-ФЗ текст сообщения не должен вводить в заблуждение: в нем должна быть указана сумма задолженности перед микрофинансовой организацией, ее номер телефона, сроки погашения. Если задолженность передана третьему лицу – его наименование, телефон. То же самое касается телефонных звонков. Всякого рода угрозы запрещены.

По закону за сутки кредитор не имеет права звонить должнику более одного раза и присылать более двух сообщений. У должника есть право и вовсе отказаться от взаимодействия с кредитором и привлечь адвоката.

В этом году в УФССП по Югре обратился житель Нефтеюганска, который в сутки получал по 17 звонков от кредитора. Кроме того, когда должник направил в банк заявление о дальнейшем взаимодействии через адвоката, звонки на его телефон продолжались. После проверки нарушитель понес наказание.
Также судебные приставы защитили должников из Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска, которые решением арбитражного суда были признанны банкротами. Каждый из обратившихся указал этот факт при телефонном разговоре с кредиторами, однако продолжали поступать телефонные звонки с требованием представить документы, свидетельствующие о банкротстве.
– Эти требования незаконны, – говорит Рашита Сайфулина. – Сведения о банкротстве общедоступны, информацию кредитор может получить в любой момент сам.
Советы должнику
Чтобы ускорить восстановление прав, Рашита Сайфулина советует собирать все факты, доказывающие нарушения со стороны кредитора: хранить договор, делать скриншоты сообщений, аудиозапись разговора, предоставлять копии почтовых отправлений, сохранять номера телефонов, с которых производятся звонки.
– Наличие всего вышеперечисленного облегчает и ускоряет нашу работу. К сожалению, бывает так, что человек обратился, мы начинаем проверку – и вдруг взаимодействие прекращается. Нарушителям приходят от нас запросы, звонки от кредитора прекращаются, и обратившийся просит прекратить всякие действия. Но после этого зачастую звонки возобновляются, – говорит Рашита Ринатовна.
Специалист также поясняет, что важно иметь на руках договор займа, ведь бывает, что под одним брендом действуют несколько микрофинансовых организаций, и без договора трудно найти кредитора-нарушителя. После погашения долга на всякий случай храните договор в течение трех лет, а еще лучше – возьмите справку об отсутствии задолженности.

Еще один важный совет: если у вас была кредитная карта, вы погасили весь долг и не хотите больше ей пользоваться – напишите в банке заявление о закрытии счета. Его обслуживание платное, и, если счет остался открытым, через какое-то время банк предъявит оплату услуги.

Важно!
С жалобой на незаконные действия кредиторов и коллекторов можно обратиться по телефону Управления ФССП по Югре: 8 (3467) 35-20-63 и 35-20-13.

Это интересно
В практике УФССП по Югре был неординарный случай в Урае. Перед Новым годом с жалобой в отдел управления обратилась женщина. Она рассказала, что на домашний телефон поступают звонки от коллекторов с требованием, чтобы супруг вернул долг. Женщина пыталась доказать, что у мужа отсутствуют неисполненные финансовые обязательства перед банком, но звонки продолжались. Когда началась проверка по жалобе, выяснилось, что фамилия, имя, отчество и год рождения жителя Урая полностью совпадают с данными реального должника из Белгорода. Когда образовалась задолженность, банк передал сведения, в которых не было телефона нашего земляка. В коллекторской организации пояснили, что нашли номер телефона в общедоступных источниках в интернете. В итоге ситуация разрешилась для югорчанина благополучно.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться