×
Общество
0

Крафтовый бунт. Что такое крафтовое пиво и заменит ли новая мода массовое производство?

Крафт. Мода среди алкогольных напитков, которая медленно, но верно добиралась из США до России. Одна за одной на территории нашей страны стали открываться небольшие пивоварни, которые каждую неделю изобретают новый сорт пива и обещают совершить революцию в мире «пенного». Чтобы поддержать тренд, предприниматели стали открывать бары, которые специализируются только на крафтовом пиве. Велика вероятность, что в таком баре человек никогда не попробует одно и то же пиво дважды. Тренд стараются подхватить и большие пивоваренные компании. Что из себя представляет революция в мире самого древнего напитка и навредит ли это крупным заводам, работающим в том числе в нашем регионе, узнала «Сургутская трибуна».

Шумерская богиня

В полумраке подвала на улице Мира играл альтернативный рок прошлого десятилетия. На стене нарисован портрет женщины с бокалом и венком на голове. Как я узнал позже, это Нинкаси – шумерская богиня алкогольных напитков. Бармен за стойкой рассказывал в первый раз зашедшему клиенту о том, чем отличается по вкусу стаут и портер. Наконец, после сделанного выбора и наполненного бокала бармен просит его подменить и подсаживается за мой стол.

- Для многих пиво делится только на темное и светлое. Поэтому мы часто проводим ликбезы для новичков.

Александр Гарнык работает в крафтовом пабе с весны уходящего года. По его словам, за время работы он успел попробовать не менее тысячи разных сортов со всего света. На мой вопрос, а что же такое крафт, ответ прозвучал далеко не сразу. Пришлось немного покопаться в историях.

- Спасибо Джимми Картеру, который разрешил американцам домашнее пивоварение. После этого в штатах начался настоящий бум на новые сорта. Как видишь, до нас добралось. В России крафт как явление существует лет 15 от силы. До нашего с тобой родного Сургута он добрался в этом году, - рассказывает Александр.

Термин «крафтовое пивоварение» предложило Объединение американских пивоваров. Оно признавало крафтовой пивоварней небольшое независимое заведение, которое производит пиво по традиционным рецептам. Есть европейские и американские критерии. Но в отличие от Старого Света, критерии американцев гораздо строже и четче: не более шести миллионов баррелей в год, 75 процентов уставного капитала пивоварни должно находиться в ее собственности и только традиционное приготовление пива. Использование добавок допускается исключительно ради усложнения вкуса.

Что потребляем? 

- Наверное, вся эта революция была затеяна для того, чтобы люди вспомнили, что есть множество иных сортов пива. Немногие сейчас знают про стауты, портеры и тому подобные. Даже что такое эль. А ведь пиво в принципе делится на эль и лагер, - отмечает Александр. По его словам, большая часть людей пьет так называемый евролагер. То есть светлое пиво, без явно выраженного вкуса. Такими обычно являются большинство сортов известных марок.

- Почему вдруг все стали пить одно и то же? Маркетологи постарались.

Отдельного упоминания стоит так называемое «живое» пиво. В мире пивоварения такого термина в принципе не существует. И в России нет ассоциации пивоваров, которая могла бы определить его базовые характеристики. Также нет ГОСТа и технических карт на варку именно «живого» пива.

- По сути, это рекламный ход мелких точек с разливом. На крафте это может отразиться не лучшим образом. К сожалению, аудитория редко читает этикетку и реагирует на прилагательные «бочковое» или «разливное». Так и появится спустя какое-то время в этих точках сорт «крафтовое». И его будут брать. Да, часть людей научатся разбираться в сортах и своих предпочтениях. Но потом и слово «крафт» может быть затаскано, - считает Гарнык. Тем не менее он старается верить в людской вкус. Ведь в свое время подобное пережили и американские пивовары. Было даже специальное определение «crafty», то есть «псевдокрафтовый».

 Однако это не значит, что производители крафта никак не контролируются. Они так же, как всякое пивоварение, попадают под действие ГОСТа Р 55292-2012 о «пивных напитках». Именно там прописаны все общие технические условия для производства крафта. Чтобы контролировать оборот и производство пива существует специальный орган - Росалкогольрегулирование (РАР). Если речь идет о «пенном», то в РАР необходимо предоставить лишь заявление о начале производства пищевой продукции. Процедура простая, потому что пиво не подлежит государственной регистрации. А вот напитки посерьезней уже требуют акцизы.

- А в Сургуте уже сформировался круг крафтеров?

- Да, и весьма немаленький. Я думал раньше, что крафт - это больше для молодежи. Ведь это в моде. Но это не так. Люди за 40 активно интересуются и стараются разобраться в сортах пива. Причем не только в городе, но и те, кто работают по вахте. У меня есть товарищ, которому проще написать в пивоварню, чтобы ему прислали хорошего пива для себя, чем пить то, что разливают там на точках. И они пришлют, даже без наценки.

О предпочтениях сургутян в выборе «пенного» рассказали и на сургутском пивзаводе. Оказывается, наш потребитель не привык к хмеленным сортам, хотя классика пивоварения подразумевает горечь.

- Россияне не любят горькие сорта, хотя это ближе к классике. А мы исходим из того, что нравится потребителю. Конечно, сейчас пошла новая мода на IPA (indian pale ale) или портер, а они горькие. Но подобные сорта уходят в таких мизерных объемах, что на рынок это не влияет, - рассказала замдиректора по производству сургутского пивоваренного завода Татьяна Попова. Интересный факт, но именно зимой, по словам Татьяны Поповой, сургутяне покупают больше горького пива.

Рынок не резиновый

На данный момент эффект мыльного пузыря не грозит российскому пивоварению. Конечно, в стране уже появились свои звезды крафта из Петербурга или Екатеринбурга. Но о массовом открытии мини-пивоварен говорить пока рано. Стоит сказать, что в данный расчет не берутся домашние пивовары. Ведь далеко не все из них потом реализуют собственную продукцию.

Что касается городского производства, то на сургутском пивзаводе корреспонденту «СТ» рассказали, что не видят в крафтовом производстве для себя конкуренции.

- С крафтовиками мы существуем параллельно. Основные наши конкуренты - это сетевые магазины, которые привозят свое пиво. Из-за этого у нас произошло резкое сокращение производства. Если десять лет назад мы выпускали 1 млн декалитров в год, то сейчас 24 тысячи в год. Таким образом мы перешли в разряд мини-пивоварен, а у таких производств себестоимость больше, - отметила Татьяна Попова. На сургутском пивзаводе обсуждают возможности перейти на крафтовое производство. Однако на сегодня это лишь разговоры.

Возрождая традиции

Так что же такое крафт? Временная мода, субкультура или новое слово в пивоварении?

- Наверное, крафт - это все же ремесло. Во-первых, оно буквально так и переводится с английского. А во-вторых, это возрождение забытых традиций. Возрождение пива, не как питья для подъездов, а как сложного напитка с множеством сортов. Как напитка, которому уже не одна тысяча лет, - считает Гарнык.

Под конец интервью в баре уже не было свободных стульев. Издалека можно было услышать, как новому человеку в мире крафта помогают определиться с выбором.

- Все-таки стаут? Прекрасный выбор! Какой: овсяный или молочный? А, ну сейчас расскажу…

Отрасль крафтового пива за рубежом сейчас переживает свой пик. По данным американского союза пивоваров (Beer Institute), на территории США работали 2,75 тыс. пивоваренных компаний. Причем, как пишет Chicago Tribune, 98 процентов из них были открыты в последние 30 лет, а 85 процентов - в последние 20 лет

Теги статьи: #Крафтовое пиво #Сургут #Пивоварня

Автор текста: Сургутская трибуна   Автор фото: Никита СИЛИН

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии