Последние новости

12:08

Из Сургута возобновились прямые рейсы в Анталью

11:14

К выходу на большие экраны готовится мультфильм об Александре Пушкине

22:53

В Сургуте устраняют последствия коммунальной аварии

1 мая

Наталья Комарова вручила награды к Первомаю лучшим труженикам Югры

20:22

В Сургуте на парковке перед филармонией прорвало трубу

16:12

Школьники Югры примут участие в мероприятиях IT-форума

16:01

В Нефтеюганске за 13,5 млн рублей снесут шесть аварийных домов

30 апреля

Губернатор Югры открыла выставку «Трудовые династии» на ВДНХ

15:34

На федеральной трассе под Абатским нагонной волной разрушает насыпь

14:45

Королева красоты может стать главой Нефтеюганска

13:45

Поколение победителей: Нина Григорьевна Литюшкина, Лангепас

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

12:50

Подбитый в зоне СВО танк Abrams привезли на Поклонную гору в Москве

12:28

Поступающие в вузы на целевые места смогут подать только одно заявление

12:25

Эшелон Победы в Югру не приедет

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

Читать все новости

«Либо так, как никто не снимал, либо то, что никто не снимал»

Главред «National Geographic Россия» Александр Грек - про русский след в самом первом глянцевом американском журнале

Фото: Александр Онопа

В прошедший уик-энд впервые в Сургуте в краеведческом музее открылась выставка «Дикая природа России», организованная совместно с Русским географическим обществом и журналом «National Geographic Россия». На открытии уникальной выставки присутствовал главный редактор журнала Александр Грек. Корреспондент «Сургутской трибуны» побеседовал с руководителем русскоязычной версии известнейшего во всем мире издания «National Geographic» о том, как фоторепортажи стали визитной карточкой журнала и почему самый первый из них едва не стоил редактору должности.

Требования жесткие, но подход простой
 Александр,  «National Geogra-phic» - наиболее популярный и впечатляющий  по своему  содержанию журнал.  Он открывает читателям неповторимый мир нашей планеты, его многообразие и уникальность обитателей Земли. А как можно классифицировать «NG»,  что это -  массовое публицистическое издание, научно-популярное либо просветительско-развлека-тельное?
- Ни в коем случае не развлекательное. Журнал «National Geographic» - это  научно-популярное издание. У нас работает научный редактор - Андрей Журавлев,  легендарный палеонтолог, доктор геологических и биологических наук, профессор МГУ. Статьи  отсматривают ведущие специалисты, ученые  в определенной области,  в зависимости от тематики. Материалы проходят тщательный отбор, корректуру.
Так что позвольте не согласиться с утверждением, что «National Geographic Россия»  относится  к развлекательному изданию. Да, он отличается от всех других журналов в мире, и главное отличие  - это фотографии. Я с уверенностью могу сказать, что в нем  публикуются самые лучшие фотографии,  авторы работ - мастера высочайшего класса. Сегодня  мы также привлекаем и российских фотохудожников, которые входят в топ лучших фотографов в мире. Их буквально единицы  - четыре-пять  мастеров.
 
 Почему их так мало? У нас дефицит высокопрофессиональных фотографов или же издание предъявляет очень высокие и жесткие требования?
- Хороших фотографов-художников  в мире вообще мало. Их можно буквально по пальцам пересчитать, и все они известны. И, конечно, у издания к фотографам очень жесткие требования. При этом они очень просты - знаете, такой типично американский деловой подход: либо снимать так, как никто не снимал, либо то, что никто не снимал. В эти две жесткие рамки и должен вписаться фотограф. Если фотоистория укладывается в этот формат, редакторы принимают решение и при этом никогда не смотрят на фамилию, регалии и прочее. Поэтому могу заверить, что качество  фотографий издания  «National Geographic Россия»  не только полностью совпадает с уровнем американских работ, но где-то даже превосходит.
Самый толстый в мире журнал

 Ваш журнал очень демократичен и интересен  разновозрастной аудитории. Можно ли говорить, что это политика редакции,  или все же вы, скажем так, заточены на целевую аудиторию? В частности на тех, кто работает с фотографией или много путешествует?
-  У нас довольно широкая  демократичная аудитория, огромный тираж, я сейчас навскидку не смогу назвать  точную цифру, но более ста тысяч экземпляров, это точно.  Я говорю только о России, в целом тираж  журнала  в мире исчисляется несколькими миллионами. Причем  качество «National Geographic»  высочайшее, независимо от того, где он издается. Это действительно  уникальный журнал, он не похож ни на что в мире, я это говорю не потому, что представляю его здесь, я просто констатирую факт. Я думаю, каждый  что-то  находит в нем для себя.  «National Geographic» - это познание мира во всем его многообразии,  это журнал о нашей планете. И, кстати, российский журнал — самый толстый в мире, потому что помимо  американских материалов мы размещаем свои - почти сорок процентов.  У нас в России немало достопримечательностей,  нам  есть что показать и о чем рассказать.
 
 Фотовыставка «Дикая природа России», работы победителей которого имеют возможность увидеть сургутяне, проводится вашим журналом с 2011 года. Можно ли говорить о некой тенденции российских фотохудожников, в чем они особенно сильны?  Пейзажи, редкие кадры, макросъемка…
- Вот так однозначно ответить нельзя.   Во-первых,  наш фотоконкурс открытый, в нем участвуют и профессионалы, и любители,  и даже дети. Если же  говорить конкретно о конкурсе, работы которого здесь представлены, то  могу ответить, что уровень любительской фотографии был очень высок. Скажу больше -  он имеет восходящую тенденцию.  И  мы так же,  как и американские коллеги, ведем слепой отбор, то есть жюри не видит фамилии, только фотоработы. Если рассматривать по номинациям, то наиболее сильные и яркие  были представлены в таких  номинациях, как:  «Пейзажи», «Заповедная Россия» и «Природа в черно-белых тонах». 
Вопреки смертной казни

 Александр, вернемся  к истории журнала «National Geographic». Это одно из старейших американских изданий. Существует легенда, что  чуть ли  не в самых первых номерах этого  журнала  появились фотографии русских путешественников.  Так ли это на самом деле, ведь сегодня практически каждая страна на постсоветском пространстве пытается застолбить за собой авторство на то или иное историческое событие...
- Это вовсе не легенда! Русский след в самом первом глянцевом  американском издании действительно  был. Вообще, это очень удивительная история, она произошла в начале ХХ века. Тогда это был журнал, издаваемый американским географическим обществом  весьма скромным тиражом. В нем было очень много текста и минимум крошечных,  размером с почтовую марку, фотографий. И однажды, по-моему  в  1902 году, слетает материал примерно на 16-17 полос. Перед редактором остро встал вопрос: чем закрывать номер? А в это время два российских путешественника, которые, кстати, были разведчиками, проникли на Тибет и сделали  множество снимков. Как они это сделали - я не представляю! Фотокамеры в  начале ХХ века  - это громоздкие аппараты, это пластины, это длительная выдержка…  Это надо было все как-то пронести, а европейцам проникнуть на Тибет в те годы было невозможно - им за проникновение грозила смертная казнь.  Наши путешественники и разведчики в одном лице  по своему происхождению были азиатами. Один калмык, второй бурят, то есть  они практически слились  с местным населением. И каким-то образом  им удалось сделать фотографии. Как - непонятно, ведь у тибетцев существовало поверье, что фотографирование лишает человека души. Когда снимки были доставлены в Санкт-Петербург,  русское императорское географическое общество напечатало 50 лучших фотографий, которые запечатали в коробки и отправили во все уважаемые географические общества мира, включая американское. Главный редактор увидел эту коробку и на свой страх и риск поставил 17 фотографий этого путешествия на полную страницу. Он даже не знал, о чем они, он просто спасал номер. Так появился первый в мире фоторепортаж. Редактору он едва не стоил должности: в связи с этим самовольством разразился невероятный скандал, но произошло чудо. Номер продался на ура, разошелся огромным тиражом, и с тех пор  фоторепортажи стали визитной карточкой «National Geographic».  Так русские фотографии собственно и сформировали тот  самый узнаваемый во всем мире журнал с лучшими фотоработами необычных и интересных мест на нашей планете и с невероятными историями, открытиями и путешествиями.

цитата:
«Главный редактор увидел коробку с фотографиями и на свой страх и риск поставил 17 фотографий этого путешествия на полную страницу. 
Он даже не знал, о чем они, он просто спасал номер. Так появился первый в мире фоторепортаж»

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

12:08

Из Сургута возобновились прямые рейсы в Анталью

11:14

К выходу на большие экраны готовится мультфильм об Александре Пушкине

22:53

В Сургуте устраняют последствия коммунальной аварии

1 мая

Наталья Комарова вручила награды к Первомаю лучшим труженикам Югры

20:22

В Сургуте на парковке перед филармонией прорвало трубу

16:12

Школьники Югры примут участие в мероприятиях IT-форума

16:01

В Нефтеюганске за 13,5 млн рублей снесут шесть аварийных домов

30 апреля

Губернатор Югры открыла выставку «Трудовые династии» на ВДНХ

15:34

На федеральной трассе под Абатским нагонной волной разрушает насыпь

14:45

Королева красоты может стать главой Нефтеюганска

13:45

Поколение победителей: Нина Григорьевна Литюшкина, Лангепас

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

12:50

Подбитый в зоне СВО танк Abrams привезли на Поклонную гору в Москве

12:28

Поступающие в вузы на целевые места смогут подать только одно заявление

12:25

Эшелон Победы в Югру не приедет

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

Читать все новости