Из глубины веков благодаря исследовательнице из Нижневартовска с нами говорят женщины, которые подавали прошения священникам о разрешении своих семейных неурядиц.
Чем жили дамы XIX - начала ХХ столетия, чем насыщали свою жизнь, с кем делились наболевшим, а что оставляли при себе? Этим и многим другим вопросам свою научную деятельность посвятила Александра Спичак.
Без любви никак
В конце прошлого года мы рассказывали о жителях города, которым вручили знак «Гордость Нижневартовска». За достижения в научной деятельности награду получила Александра Спичак, старший преподаватель кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета. На счету у нее также две победы в конкурсе на грант президента РФ, направленный на поддержку молодых российских ученых в области общественных и гуманитарных наук. Темы своих работ преподаватель выбрала, еще будучи студенткой. Ей предложили заняться изучением документов приходских церквей во времена, когда церковь была частью государственного аппарата - в 1700-1917 годы.
Так, девушка начала изучать архивы, где хранились документы Тобольской духовной консистории. Читая о семейных неурядицах, описанных женщинами в далекие годы, исследовательница приняла решение написать об их положении в те времена, тем более что в основу научных работ изученные документы ранее не попадали. Идея казалась свежей, а почва для ее реализации весьма благодатной.
- Это весьма монотонная и кропотливая работа, за которую не стоит браться без желания. Но когда читаешь, разбираешь написанное много лет назад, узнаешь о судьбе человека, сложно оставаться равнодушной, - утверждает Александра Спичак.
О чем они писали
В наши дни вопросы равноправия снова и снова горячо обсуждаются. В обиход входят феминитивы - «авторка», «блогерка». Мужчины работают парикмахерами, флористами и нянями. Мы вроде видим плоды долгой работы по достижению равноправия среди полов, а с другой стороны, многие стереотипы остаются жить, не изменившись за прошедшие века. Слово «феминистка» вызывает негативные ассоциации, большинство представляет даму в брюках, враждебную по отношению к мужчинам. Понять, почему мужской и женской половине не удается прекратить многолетнее соперничество, рассказать об истинной природе феминистического движения - эти задачи, помимо прочих, ставит перед собой Александра Спичак.
- И пусть недавно был расширен круг профессий, которыми женщины могут теперь заниматься, и сделано немало в борьбе за права, но проблемы сегодня все те же, что и пару веков назад: защита от насилия внутри семьи, возможность достойного заработка. Они не утратили свою актуальность, - считает преподаватель.
Изучение проблем основано на прошениях, подаваемых прихожанками в Тобольскую духовную консисторию. Тогда она была государственным учреждением, заменяла современный загс.Здесь же можно было обрести защиту, если дело касалось дам из духовного сословия. Например, помогали вдовам священников и сиротам. Довольно привлекательным считалось, например, рабочее место просфорницы - нужно было печь небольшой круглой формы квасной хлеб для прихожан. Получить такую работу проще было тем, кто принадлежал к духовенству.
Среди документов немало обращений в консисторию с прошениями о разводе, с описаниями причиненных побоев и просьбами разобраться в семейной ситуации. Девушки часто передавали на бумаге свои мысли и вопросы весьма эмоционально. Так, в обращении к епископу Тобольскому и Сибирскому в 1902 году крестьянка Анна рассказывает о своей незавидной участи. Не прошло и года супружеской жизни, как муж начал вести с Анной Антоновной «жизнь самую строптивую и буйственную, доходя до исступления», наносил жене побои, что она «сносила безропотно». Анна пишет: «Насколько я старалась ласками и слезами возвратить к себе супруга, это только одному богу известно!». В результате с парой провели увещевания, то есть беседы священника с целью достижения перемирия. Помогло это или нет, судить сложно, но позднее Анна подписала документ, в котором заявила о желании продолжить жить в браке.
Как видим, развестись в те времена было делом непростым. Паре давалось время на их разрешение, этот период мог длиться и полгода, и десяток лет. Если мужчина уходил из семьи, многократно изменял и жил в другом месте долгое время, то основания были уже весомыми. В то же время мужу для развода достаточно было и одного факта измены жены, что случалось редко.
В поиске решения
Почему сегодня уделяется внимание вопросам изучения роли женщин в истории нашей страны? По мнению Александры Спичак, ответ лежит в плоскости рассмотрения демографических вопросов.
- Проблема сохранения численности населения, минимизация разводов - все это основные цели для социально-экономической стратегии и страны, и нашего региона. Мы знаем, что любая проблема нуждается в изучении причин, истоков, поэтому так важно обращаться к истории, чтобы найти решение, - рассуждает Александра.
Выход она видит в популяризации семейных ценностей. В этом направлении важен комплексный подход - открытость и доступность выводов ученых, поддержка некоммерческих организаций, работа с молодежью.
И пусть сегодня в домашних делах нам помогают умные роботы-пылесосы, армия бытовых приборов, но борьба за равенство полов продолжается. И перед современными женщинами снова встают те же проблемы, что тревожили их предшественниц. Разом решить их вряд ли получится. То малое, с чего можно начать, - обратиться к литературным источникам, чтобы выяснить, чего хотели те, благодаря кому мы отмечаем Международный женский день.
Опубликованных комментариев пока нет.