Зачем модницы начала прошлого века связывали себе ноги? Оказывается, чтобы не порвать юбку. А зачем тогда такая узкая юбка? Чтобы сэкономить на ткани... Но были, как выяснилось, и другие причины.
В Сургутском краеведческом музее хранится коллекция дореволюционных журналов и газет. По содержанию и оформлению выглядели журналы приблизительно одинаково и предназначались для семейного чтения. В начале обычно публиковалась редакционная серьезная статья на общественно-политическую тему, далее следовал обзор новостей месяца, затем короткий рассказ о путешествиях, о жизни в других странах – обычно с иллюстрациями. На последних страницах журнала печатались статьи о моде.
Это немногочисленные цветные гравюры с изображением заграничных нарядов и головных уборов. Картинки сопровождались ироническими подписями: «Щеголиха на гулянье», «Чепец побед», «Раскрытые прелести». Таким образом авторы стремились подчеркнуть ироничное отношение к легкомысленной французской моде.
Однако читательницы относились к иллюстрациям со всей серьезностью: по ним заказывались и шились новые платья. Один из старейших дореволюционных журналов «Весь мир» в 1913 году также опубликовал на своих страницах статью с критикой на модные веяния в гардеробе женщин.
В одном из номеров корреспондент из Парижа повествует о борьбе между фабрикантами и парижанками. Автор пишет, что производители мануфактурных товаров пускаются на любые ухищрения, чтобы с помощью художников и портных привить женщинам Парижа вкус к широким юбкам и объемным костюмам, требующим много материи. Однако напрасно художники дают обещания сделать из любой дамы «подобие очаровательного цветка». Практичные парижанки остаются верны узким платьям. Салоны, которые выставили модели с широкими юбками, потерпели полное фиаско и убытки. А парижанки только укоротили свои юбки, да еще и разрезы сделали для удобства при ходьбе, что привело к ужасу почтенных моралистов. Стало ясно, что француженку не перехитришь. Практичность и бережливость у нее в крови. Очевидно, что большое влияние на эти модели оказало «изобретение» Поля Пуаре – знаменитая «хромающая» юбка. Созданная в 1910 году, она получила свое прозвище из-за очень узкого силуэта, заставлявшего женщин передвигаться мелкими шажками. Стянутая манжетой юбка была неудобна, и, чтобы не порвать ее, дамы связывали ноги тесемкой.
В моду такая непрактичная модель вошла благодаря актрисе Цецилии Сорель, которой по сценарию одной из пьес нужно было долго стоять на сцене, опершись о колонну, а потом медленно отделиться от нее. «Хромающую» юбку Поль Пуаре придумал именно по ее просьбе, а светские дамы, пристально следившие за столичными знаменитостями, не захотели упускать новинку.
Больше века прошло с тех пор, а проблемы моды актуальны, как и прежде. Тема моды всегда будет в числе злободневных для женщин всех возрастов и всех поколений, о чем говорят страницы столетнего журнала «Весь мир».
Опубликованных комментариев пока нет.