Марьина гора
Об этом мастер ассоциации народного искусства и дизайна Светлана Лебедева рассказала на Международном фестивале креативных индустрий на занятии «Школы югорского сувенира».
Семейная мастерская называется «Нуп Эт», что в переводе с мансийского означает «вечность». Муж Светланы Михаил – добытчик глины и печник. Он сам сложил муфельную печь и печь для задымления. Младшая дочь Екатерина работает с глиной в урайском филиале окружного центра народных художественных промыслов и ремесел. Керамика «Нуп Эт» помечена авторским клеймом «СЛ» – первые буквы имени и фамилии мастера.
– В Половинке есть место, где все люди берут черную землю для огородов. Это место все называют «Марьина гора», потому что здесь растет очень много марьиного корня – дикого пиона. Только эта земля – не чернозем, а жженая, с углями. Здесь какой-то древний народ на протяжении долгого времени обжигал свои глиняные горшки. Мы находили на горе много черепков с орнаментами, костяные наконечники стрел и даже каменные ножи, – рассказывает Светлана Лебедева.
Древние люди еще не изобрели гончарный круг, лепили горшки ленточным способом, обжигали в специальных ямах. Такой способ обжига называется «утильный».
Марьина гора вдохновила «Нуп Эт» на реконструкцию керамики эпохи неолита.
– Мы отлепили ленточным способом коллекцию круглодонных горшков, украсили ее орнаментом, который восстановили по своим археологическим находкам на Марьиной горе. Наносили узоры инструментами из костей животных, как это делали древние люди. С центром народных художественных промыслов и ремесел защитили грант «О чем молчит Марьина гора». Участвовали в выставках изделий и рассказывали о половинкинской керамике эпохи неолита, – говорит мастер.
Светлана рассказала об археологической керамике на мастер-классе в «Школе югорского сувенира». Участники слепили из глины, которую привезла керамист из Половинки, по маленькому круглодонному горшочку и нанесли на него декор штампами, которые вырезал ее муж из рогов оленя и лося.
Это не единственный опыт «Нуп Эт» в реконструкции археологической керамики. До этого Светлана выпустила коллекцию в зверином стиле «Узоры Ирана», которая стала лауреатом национальной премии в сфере искусства Winning Talent.
Косторезная артель Гаврилова
Супруги Диана Булацева и Андрей Гаврилов – мастера художественной резьбы по кости и бивню, занимаются этим уже 12 лет. Приобщают к этому ремеслу и своих дочерей Дарью и Камиллу.
Диана приехала на фестиваль креативных индустрий, чтобы на мастер-классе показать, как артельщики работают в технике «барельеф».
– Это техника, где рельеф изображения достаточно высокий и выступает над основным фоном не более чем на половину объема. Она доступна для начинающих резчиков. На мастер-классе для изготовления моделей использовали рога лося и бивни мамонта. Были продемонстрированы готовые работы. А участники научились азам резки, которые под силу шестилетнему ребенку, – рассказывает Диана.
«Семейный подряд» работает в Горноправдинске, получает индивидуальные заказы. Косторезы изготавливают скульптуры, иконы, рукоятки для ножей, фоторамки и брелоки. А материал – кости, рога лося или оленя, бивни мамонта – им приносят местные жители, рыбаки.
Мастера ставят на своих изделиях клеймо «КАГ», что расшифровывается как «косторезная артель Гаврилова».
– Наша семья только этим ремеслом зарабатывает на хлеб, с голоду не умираем, но и в роскоши не живем, очень любим наше дело. Уверена, что залог успеха любого дела – это неравнодушие и любовь к родному краю и занятию, которому посвятил жизнь, – комментирует Диана. – Сейчас все силы мы бросили на разработку своего уникального стиля резки кости и развитие творческой мастерской.
Камень из бумаги
Художник и дизайнер Гюлар Шахвердиева восемь лет своей жизни посвятила очному обучению, освоила огромное количество художественных приемов с применением различных материалов. На мастер-классе по созданию объемного панно «Югорский мамонт» она показала, как надо работать мастихином с текстурной пастой и акриловыми красками.
– Сначала создаем фон «скала» с помощью мастихина. Наносим равномерно текстурную пасту на холст, создавая неоднородную природную форму, далее оставляем панно высыхать. После полного высыхания начинаем колеровать поверхность темно коричневыми оттенками, постоянно увлажняя кисть, и вновь окрашенное панно нужно высушить, – рассказывает о технологии художник.
По мнению Гюлар, самое сложное в этом мастер-классе – работа в технике «сухая кисть» с использованием различных оттенков и золотой краски.
– Почти сухой кистью без краски стараемся аккуратно колеровать, в итоге должна получиться неоднородная текстура старого камня. В завершение мы рисуем золотым пигментом примитивные стилизованные изображения животных и людей, копируя наскальные рисунки.
Более 15 лет она занимается созданием картин и элементов декора интерьера, и это ее источник дохода и вдохновения. Мастер считает, что любой профессиональный и трудолюбивый человек может обеспечить свою жизнь за счет творчества.
В марте 2020 года Гюлар Шахвердиева открыла творческую студию, где могут свободно разместиться 14 человек.
– Открытие творческой студии считаю самой глобальной своей работой. На сегодняшний день в ее стенах проведено более тысячи мастер-классов, – подводит итог художник.
Мастихин
С итальянского mestichino переводится как «шпатель». Этот инструмент выглядит как стальная лопаточка с ручкой. Обычно его используют как дополнение к работе с кистью. Лопаточкой наносят грунт на холст, смешивают масляные краски, наносят густые слои на полотно, удаляют лишний объем и счищают остатки масла с палитры.
Опубликованных комментариев пока нет.