Последние новости

09:30

Учёные из Нижневартовска исследуют влияние погоды на здоровье и демографию

17:38

Жительница Воронежа потратила миллион рублей, перечисленный ей из-за ошибки банка

17:22

На автодороге «Югра» отремонтируют мост

4 мая

В Ханты-Мансийске открылся турнир «Сибирские грэпплеры» имени Владимира Жоги

17:14

В Югре продолжается приём заявок на курс начинающего предпринимателя

12:00

Владимир Якушев поздравил уральцев с Пасхой

22:20

Синоптики предупредили югорчан о сильном ветре и метелях

4 мая

Артём Жога пообщался с инициаторами выставки трудовых династий на ВДНХ Рещиковыми

20:21

Поколение победителей: Надежда Васильевна Башкирова, Нефтеюганск

18:49

Главный телеканал Югры будет транслировать Пасхальное Богослужение

18:40

В Югре задержали курьеров мошенников, обманувших пятерых пенсионерок

3 мая

Наталья Комарова рассказала, какую помощь окажет Югра подшефной Макеевке в этом году

18:36

79 автомобилей приняли участие в автопробеге ко Дню Победы в Белоярском

17:59

Спортсменка из Югры привезла медали с первенства России по дзюдо

17:53

Руслан Александров официально вступил в должность главы Березовского района

3 мая

Специалисты из Югры восстанавливают Аллею Победы в Макеевке

Читать все новости

Не для всех

Почему педагог-дефектолог Ольга Богатая отказалась дарить президенту тактильную книгу?

Фото: Павел Кун

В биографии Ольги Богатой был случай, когда она отказалась дарить Владимиру Путину тактильную книгу. Хотя организаторы Всероссийского конкурса социальных проектов настаивали. «Зачем? Наш президент – здоровый человек, а книга предназначена для незрячих детей», – ответила им тогда преподаватель-дефектолог СурГПУ.

Книгу она в Москву, на конкурс, конечно, привезла. Владимиру Путину показали стенд югорской делегации, и книгу он видел, но «дарить ее не пришлось». Вот такой она «жадный» человек. Да что Путину, Ольга Богатая отказалась подарить книгу родному сыну! Потому что он хорошо видит и может читать обычные книги. А тактильная книга – уникальное произведение искусства, неделями ее создают ученые и студенты СурГПУ. Они проводят мастер-классы для педагогов и родителей, но безраздельно пользоваться тактильными сокровищами могут только «особенные» дети.
Старший научный сотрудник Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, работающего на базе СурГПУ, Ольга Богатая рассказывает, почему она решила заняться дефектологией, как появился Ресурсный центр и чего еще не хватает родителям особенных детей Сургута.
- Ольга Федоровна, как давно вы работаете в СурГПУ?
- Седьмой год. Я закончила педучилище в Тюмени, затем факультет дефектологии в Кишиневском государственном педагогическом университете им. Иона Крянге. В наш город приехала в 1979-м. Я работала дефектологом в школе для детей с нарушениями интеллекта, учителем-логопедом, координировала деятельность всех учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Задачи, стоящие перед дефектологами, сильно изменились с советских времен?
- Во-первых, сегодняшнее инклюзивное и интегрированное образование, инновационные технологии построены на той методической базе, которую мы реализовали при обучении детей в коррекционных школах. Сейчас, знакомя педагогов с методиками обучения детей с расстройствами аутистического спектра, рассказываю, что нужно алгоритмизировать деятельность, - а мы так и делали. Что необходимо постоянное повторение, - а мы так и делали. Что речь педагога должна быть четкой и конкретной, без непонятных оборотов, - а мы так и делали!
Сегодня у отечественной дефектологии новые вызовы. У нас хорошее родовспоможение и выхаживание, но рождаются маловесные дети: весом 500 граммов и меньше, которые родились на 22-24 неделе. А слух ребенка развивается до 26-й недели беременности, зрение – до 38-й, центральные отделы коры головного мозга – вообще до самого рождения малыша. Ребенка выхаживают, создают ему хорошие условия, но полностью воссоздать и заменить  внутриутробное развитие невозможно. Исследования, которые проводились в Сургуте и на российском уровне, убедительно доказывают, что все маловесные, недоношенные дети имеют проблемы с речью. Помочь им войти в норму – наша задача.
- Как оцениваете развитие дефектологии в Сургуте?
- Считаю, что в Сургуте трудятся очень прогрессивные специалисты. Наши педагоги хорошо владеют технологиями, у них замечательно отработаны методики, их отличает креативный подход. Понимаете, что-то кардинально новое ни в логопедии, ни в олигофренопедагогике открыть нельзя, но можно совершенствовать! И это необходимо делать, потому что детей с речевой патологией, ментальными нарушениями и аутизмом рождается все больше.

12 тактильных книг сегодня насчитывается в библиотеке СурГПУ, все они изготовлены руками педагогов и студентов. Реабилитационным центрам, коррекционным школам, детсаду «Космос» их дают на время, чтобы дети могли их прочитать

В Югре разработана концепция комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В рамках ее реализации наш ресурсный центр проводит много мероприятий, в том числе курсы повышения квалификации, семинары-практикумы, мастер-классы, организована работа с родителями. Замечу, что наша концепция – единственная в России. Чем она отличается от программ других территорий? Она инициирована сверху – идея ее разработки исходила от губернатора Югры Натальи Комаровой. Когда власть дает добро, тогда все активно включаются в процесс. Это гораздо лучше, чем когда ты «снизу» бьешься, пишешь письма и просишь.
- Как возник ресурсный центр СурГПУ?
- Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, открыли два года назад в соответствии с приказом департамента образования и науки ХМАО-Югры. Сначала был организован ресурсный центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году СурГПУ стал базой для внедрения концепции и нашим основным направлением сейчас является оказание методической помощи и координирование работы организаций и учреждений, занимающихся с детьми с расстройствами аутистического спектра.
- Расскажите о проектах, которые вы реализуете.
- Мы разрабатываем несколько проектов, один из них по созданию тактильной книги. Он был задуман в 2012 году. Тогда в Сургут приехали специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Тюмени и привезли с собой тактильные книги. Презентация прошла в галерее современного искусства «Стерх». Я спросила, а где же сургутские издания? Оказалось, что их никто не создавал. И я разработала проект под названием «Тактильная книга – как средство обучения детей с нарушениями зрения». Галерея «Стерх» всегда очень активно работала с общественной организацией инвалидов по зрению «Тифлопуть», у них была совместная программа «Рельефы цвета». И они организовали первую городскую выставку-конкурс тактильных книг. Мы со студентами в рамках университетской дисциплины создали первую тактильную книгу и представили ее на конкурс. В нем участвовали 11 книг, и наша книга «Под грибом» заняла первое место. Мы ее изготовили по всем правилам и сделали подписи шрифтом Брайля, чтобы ее можно было читать руками. Сейчас у нас уже имеется библиотечка из 12 книг, на выходе еще шесть. С ними мы обошли все реабилитационные центры, коррекционные школы, побывали в детсаду «Космос». В каждом учреждении проводим мастер-классы для педагогов и родителей, а тактильные книги оставляем на некоторое время в учреждении для того, чтобы дети могли их прочитать.
- Наверное, есть много желающих получить тактильную книгу?
- Мне сын звонит из Краснодара, говорит: «Подари книгу». Я отвечаю: «Я Путину не подарила, а ты хочешь, чтобы тебе отдала?!»
- А почему вы не подарили ее Путину?
-  В 2016 году мы возили книгу в Москву на форум «Вместе с детьми, вместе ради детей». Там югорская делегация стала лидером в номинации «Право быть равным». И в 2017 году я отправила наш проект на всероссийский конкурс социальных проектов. Участвовало 1187 программ, и наша «Тактильная книга» попала в список «41 лучший проект». Меня пригласили в Москву и заранее предупредили: «Выберите книгу, которую вы подарите Путину». Я отвечаю: «Я не подарю книгу Путину». Собеседница возмутилась, я ответила: «А зачем ему? Он здоровый человек». Книги я, конечно, с собой привезла, но дарить их не пришлось.
- Ольга Федоровна, чего еще не хватает Сургуту и родителям особенных детей?
- Центра ранней помощи детям. Ведь чем раньше мы выявим отклонения в развитии ребенка и начнем коррекционную работу, тем результативней она будет. Это – дело ближайших лет. Я уверена, в организации Центра ранней помощи мы сможем заручиться поддержкой окружных властей. 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

09:30

Учёные из Нижневартовска исследуют влияние погоды на здоровье и демографию

17:38

Жительница Воронежа потратила миллион рублей, перечисленный ей из-за ошибки банка

17:22

На автодороге «Югра» отремонтируют мост

4 мая

В Ханты-Мансийске открылся турнир «Сибирские грэпплеры» имени Владимира Жоги

17:14

В Югре продолжается приём заявок на курс начинающего предпринимателя

12:00

Владимир Якушев поздравил уральцев с Пасхой

22:20

Синоптики предупредили югорчан о сильном ветре и метелях

4 мая

Артём Жога пообщался с инициаторами выставки трудовых династий на ВДНХ Рещиковыми

20:21

Поколение победителей: Надежда Васильевна Башкирова, Нефтеюганск

18:49

Главный телеканал Югры будет транслировать Пасхальное Богослужение

18:40

В Югре задержали курьеров мошенников, обманувших пятерых пенсионерок

3 мая

Наталья Комарова рассказала, какую помощь окажет Югра подшефной Макеевке в этом году

18:36

79 автомобилей приняли участие в автопробеге ко Дню Победы в Белоярском

17:59

Спортсменка из Югры привезла медали с первенства России по дзюдо

17:53

Руслан Александров официально вступил в должность главы Березовского района

3 мая

Специалисты из Югры восстанавливают Аллею Победы в Макеевке

Читать все новости