В 1957 году Санниковы жили в деревне Заводоуспенка Свердловской области. Глава семьи работал на лесозаготовке. Был свой дом, хозяйство, жить бы да радоваться. Только стали сокращаться планы по заготовке леса, а потом вообще закрыли лесозаготовительный участок и многие мужчины остались без работы. В это время в поселке прошел слух, что в Тюменской области идет большая лесозаготовительная компания и в разные населенные пункты, которые расположены по реке Конде, нужны рабочие руки.
Не раздумывая, четыре семьи – Колчеданцевы, Санниковы, Волчковы, Чекуновы – засобирались на новое место жительства. Когда пришел вызов в Урайский леспромхоз, продали скотину, раздали по соседям нажитое имущество и обговорили день отъезда. В назначенное время пришла бортовая машина, в которую мужчины загрузили вещи первой необходимости, посадили детей с женами и поехали до Тюмени. Там, на реке Туре, уже стоял катер с баржей, который должен был доставить ящики с грузом на север. Выгрузив все из машины на баржу, новоселы отправились в путешествие. Больше недели длился их путь. На судне были небольшие бортики вдоль палубы, с одной стороны стояли ящики с грузом, а с другой – палатки, в которых спали люди. Пищу готовили прямо посередине баржи в котелках, воду брали из реки. Ребятишки играли, бегали по палубе. Мужчины мечтали о новой работе, строили планы на будущее, хотя каким оно будет, в то время еще никто не мог предугадать.
И вот катер пришвартовал баржу в районе речпорта к берегу реки около поселка лесников, будущего города нефтяников – Урая. Пришлось ночевать на судне. Утром мужчины пошли в контору ЛЗУ, и вскоре началась разгрузка новоселов. Семья Санниковых расселилась в старом здании в начале улицы Береговой. Хотя стоял август, в доме было прохладно и сыро. Иван Митрофанович стал работать водителем на лесовозе. Он на своей машине вывозил лес из тайги на берег.
Капиталина Антоновна Санникова занималась домашним хозяйством, растила детей. Первого сентября Люба (11 лет) и Валя (8 лет) пошли учиться в школу, а трое ребят были дома. Вскоре семья Санниковых переехала в другую квартиру по улице Береговая, 28, в четырехквартирном доме: с одной стороны – семья Санниковых, а с другой – семья Баталовых.
С детства у детей уже были свои обязанности. Володя, которому в то время было шесть лет, уже помогал отцу заготавливать дрова. Отец рубил чурки, а мальчик таскал их в сарай, потом он переносил дрова домой, чтобы мама рано утром могла затопить печи и заняться приготовлением еды. А зимой еще нужно было прочистить от снега крылечко и дорожку к дровянику. Володя старался помогать маме во всех делах, да и сестры, когда возвращались из школы, приходили на подмогу. У семьи был огород, садили картошку, огурцы, морковку, лук, укроп. Все это нужно было вовремя полить и взрыхлить. Позднее отец поставил стеклянную теплицу, построил стайку, завели корову, кур и свинью. У Капиталины Антоновны уже в то время начали сильно болеть ноги. Отец постоянно возвращался с работы поздно, но всегда привозил то рыбу, то ягоды, то грибы, то дичь. Под полом был большой погреб, где хранили картошку, в бочках – ягоды, грибы. Зимой на полках веранды, как дрова, лежала мороженая рыба. Был еще сколочен короб в виде сундука, внутрь его насыпали снег, клали лед, а потом укладывали замороженную рыбу.
Владимир пошел в школу, у него появились новые друзья, но мальчишки, с которыми он познакомился по приезде в Урай, остались друзьями на всю жизнь – это Юра Лушников, Коля Зольников, Толик Волчков, Виктор Утев, Толик Агафонов. В школе учитель физкультуры Анатолий Павлович Петрушкин много внимания уделял развитию баскетбола. Владимир был в сборной команде школы. По футбольному полю весной гоняли мяч, а зимой на лыжах выполняли спортивную норму ГТО. Сами делали широкие лыжи, на которых ходили зимой в лес, на коньках катались по озеру.
С 10 лет мальчишки серьезно увлеклись рыбалкой, да не на удочку, а ставили сети на озере, которое находилось сразу за огородом. Встанет Володя утром пораньше, побежит через огород, раздвинет две доски в заборе, пролезет в дырку – и вниз по тропинке к водной глади. А озеро-то это образовывалось во время разлива Конды, так близко подходила вода, что оставалась в углублении, в котором водились караси и щука. Проверит сети мальчонка, вытащит улов, принесет матери домой и побежит в школу. А когда после уроков придет домой, то уха готова или поджаренная рыба. И так проверял сети два раза в день. Рыба была постоянно в семье Санниковых. А если с друзьями закидывали сеть да проверяли вместе, улов делили на всех поровну. Подрастал младший брат Василий, который при любой возможности бегал за Володей, постепенно приобретая навыки, которыми уже владел старший брат и его друзья.
На улице Береговой был продуктовый магазин, рядом столовая, а недалеко стоял дом, в котором жил дед. Вот он и делал в те годы лодки на заказ: осиновки, кедровки, длины такой, какую нужно было. В семье Санниковых появилась лодка, позднее мотор «Стрела» в пять лошадиных сил. В то время в Урае появился магазин, в котором продавались все снасти и сооружения для охотников и рыболовов: сети, ружья, лодочные моторы. Во многих семьях увлекались охотой и рыбалкой не только мужчины, но и женщины, и дети. В те годы дичи и рыбы было много, реки и озера были чистыми. На Филатовское озеро садились утки, тетерки отдыхали на деревьях на берегу реки. Часто можно было наблюдать за играми дичи на воде, прислушиваться к их крику. Поэтому, когда отец разрешил взять в руки ружье, Владимир стал ходить на охоту. Рядом с огородом спрячется в высокой траве, сядет в скрадок и выжидает чирка, посвистывая в манок.
Позднее отец с лесовоза перешел на вахтовую машину, времени свободного стало побольше. Привозил людей на вахтовый поселок, а сам в лес – собирать грибы, ягоды – или с удочкой на озеро. Брал с собой и детей, которых с детства приучал к самостоятельности, рассказывая, как нужно ориентироваться в лесу. Летом постоянно ездили на сенокос, до сих пор в семье на даче хранится литовка, которой в те годы косили сено. Сколько ставили копен сена, трудно сейчас вспомнить, но зимой отец на тракторе привозил его к дому и тогда уже все, кто мог, таскали его на сеновал.
С детства отец приучал детей бережно собирать в лесу ягоды, грибы, сбивать с кедра шишки, ловить рыбу. Город разрастался, больше стало рыбаков, охотников, весь берег Колосьи и Конды был в пришвартованных лодках. Только моторы закрывали в небольших сарайчиках, которые были здесь же, на берегу реки, сколочены. Все лето Владимир с друзьями проводил на реке и в лесу. Стали ездить вниз по течению к Силаве, Половинке, оставались с ночевкой на берегу реки, строили шалаши. Ни дождь, ни ветер – ничто не могло остановить ребят.
В 1968 году Владимир окончил восемь классов и пошел работать в ЛЗУ чекировщиком, собирал в пучки лесины, чтобы их в дальнейшем погрузить на трактор, который вывозил лес на дорогу.
9 мая 1970 года Владимир был призван в ряды Советской армии, служил под Новосибирском. Был механиком-водителем на плавающем транспортере. По окончании службы вернулся в Урай и снова устроился работать в ЛЗУ. Но полученные навыки работы на спецтехнике хотелось использовать в трудовой деятельности, поэтому Владимир перешел работать в геофизическую сесьмопартию водителем гусеничного транспортера. Сколько за трудовую деятельность было пересечено болот, непроходимых мест в тайге, сегодня трудно сосчитать. Участок был огромный, от Алексеевского озера до Нягани изъездили геофизики, изучая подземные пласты тайги. В 1979 году Владимир перешел работать в УТТ-1. Все вахтовые поселки пришлось проехать, работал и по вахтам – на неделю, на 10 дней уезжал на работу, в любую погоду нужно было вести людей в недоступные уголки. Холод, бездорожье, вечный шум в кабине – все это сегодня сказалось на здоровье Владимира Ивановича.
Прошли годы. Старшая сестра стала педагогом, Валя выучилась в Иваново на ткачиху, работала на суконно-камвольном комбинате в Тюмени, Надя – повар, Вася и Володя всю свою трудовую деятельность отработали механиками-водителями. И хотя дети Санникова рано остались без матери, но все, что было дано в детстве, они пронесли с достоинством. Любовь к тайге передалась и сыну Сергею, который часто ходит со своей дочкой на рыбалку, бродит по тайге, собирая дикоросы. И сегодня, став уже дедушкой, супруги Любовь и Владимир Санниковы соблюдают законы природы, берегут лес, чтобы завтра можно было прийти на эту поляну снова и полюбоваться красотой и чистотой леса, найти грибы, ягоды, чтобы в холодные зимние вечера полакомиться дарами тайги. На дачном участке подрастает кедр, который посадили более 20 лет назад и через 8 лет надеются получить первый урожай.
Где еще можно увидеть такую красоту, насладиться рассветом, закатом, сказочным лесом зимой, посидеть у костра, наблюдая, как горит пламя, послушать, как потрескивают дрова? А какое разнообразие звуков кругом! Воспоминания детства, уроки жизни, полученные от родителей, на всю жизнь остались в памяти. И уже невозможно оторваться от этой земли, крепко в нее вросли корни семьи Санниковых.
По материалам Ольги Гавриловой подготовила Ольга Ступак
Фото из архива семьи Санниковых
Опубликованных комментариев пока нет.