Программа началась с обряда угощения нарождающейся луны («Тылыщ поры»). Действо развернулось на территории историко-культурного центра «Старый Сургут», однако подобным образом это событие отмечают и на стойбищах. Так что у сургутян была уникальная возможность воочию увидеть, как аборигены встречают первый день нового года.
– Праздник-обряд «Нарождение луны» проводится для того, чтобы птицы, звери и рыбы размножались, чтобы люди были здоровы, чтобы все было благополучно на земле. Молитвы впервые читали на мансийском и хантыйском языках представители коренных народов Севера. Если перевести их, то это будут просьбы о том, чтобы амбары были полные, чтобы никто не болел, чтобы месяц нарождался, – объясняет смысл обряда заведующая отделом коренных малочисленных народов ИКЦ «Старый Сургут» Марина Самсонова. – Этот обряд обязательно проводится на растущую луну. Обязательно пекут печенье в виде животных – угощение символизирует бескровное жертвоприношение. Его кладут на снежный стол, а во время чтения молитв животным «отрубают» головы и бросают вместе со снегом в сторону луны.
Вообще, как рассказали «Новостям Югры» организаторы национального праздника, у ханты и манси этот обряд проводится три раза в год: в январе, феврале и марте. На территории «Старого Сургута» уже в шестой раз устраивают праздник в феврале. Аборигены выбирают этот период, так как считается, что солнце уже перекатилось на теплую сторону, то есть сильные морозы позади и приближается весна.
Виктор Самыкин вместе с женой, увидев объявление о празднике в интернете, решил, что это лучшая форма просвещения – сводить ребенка на праздник ханты и манси и показать, как и чем живут северные народы. Сургутянин считает, что такое интерактивное погружение в культуру полезно для детей. На празднике его ребенок мог попробовать национальные угощения, увидеть костюмы ханты и манси, поучаствовать в игрищах.
– Это настоящий этнографический праздник! Привели ребенка, чтобы посмотрел, как живут представители других народов. Праздник проводился в игровой форме с танцами. Думаю, что таким способом можно воспитать в детях терпимость по отношению к непохожим на нас людям, – считает отец.
Несмотря на то что в самом Сургуте ханты и манси проживает не так много, на праздники, устраиваемые в городе, они охотно приезжают даже со стойбищ. Как минимум, чтобы удостовериться, что нет искажения в представлении их традиций.
– Культура ханты и манси – это неотъемлемая часть культуры народов Среднего Приобья, и в частности Сургута, в котором мы живем. В своей работе мы уделяем большое внимание сохранению культуры ханты и манси, у нас много программ, проектов и праздников посвящено их традициям, – рассказывает директор ИКЦ «Старый Сургут» Антон Акулов. – «Нарождение луны» открывает календарный год обских угров. Затем будут отмечать праздники, посвященные разным периодам жизни природы: встреча весны во вторую субботу апреля – Вороний день, далее, в июне, – День обласа, в августе будет праздноваться Международный день коренных народов мира.
Раз в два года в «Старом Сургуте» проводятся Дни культуры финно-угорских народов. В город приезжают ученые и исследователи из других регионов: Санкт-Петербурга, Татарстана, Мордовии... Проходят выставки и мастер-классы декоративно-прикладного творчества.
– В структуре ИКЦ есть отдел коренных малочисленных народов Севера, сотрудники которого являются носителями культуры манси и ханты. Они владеют устной речью и знают традиции, несмотря на то что сегодня живут уже в городской среде. Свои корни они сохранили, поэтому на праздниках, подобных «Нарождению луны», нет никакой наигранности, все по-настоящему, – заверяет Антон Акулов.
Обряд воспроизведен на основе воспоминаний старожилов – сургутских ханты. Поскольку вся их жизнь тесно переплетена с природой, они всегда старались ее задобрить, веря, что от высших сил зависит их промысловая деятельность и общий жизненный путь.
Опубликованных комментариев пока нет.