Возродятся ли традиции отечественной школы пилотирования, – об этом сразу после недавнего праздника, Дня гражданской авиации, я поговорил с руководителем урайского «Авиацентра» Владимиром Меньшиковым.
– Я знаю, что детям у вас просто интересно и что увлечения часто определяют профессию. Есть в этом смысле перспективы у ребят, которые у вас занимаются? – спросил я Владимира Алексеевича.
– Перспективы есть, это практически стопроцентная возможность в будущем, в случае если они подойдут по состоянию здоровья, поступить в летные, авиационно-технические училища и институты. Ну а если стать пилотом здоровье не позволит – не беда, можно выбрать для себя другую профессию, связанную с авиацией и космонавтикой, будь то инженер или просто авиатехник.
Детям заниматься у нас нравится. Ну а сами мы – понимаем, что, поддерживая их интерес, прежде всего, готовим к будущей профессиональной жизни. Многие из ребят, которые прошли через мои руки, начиная с 1975 года, окончили училища и работали в авиации. Многие сейчас уже даже на пенсии, но есть ребята, которые летают и сегодня.
Вот и в этом году один из наших воспитанников поступил в Омский летно-технический колледж, учится на первом курсе.
– А у самой авиации есть перспективы?
– Отечественная авиация всегда была на высоте. Вся беда в том, что некоторые важные функционеры в столице в свое время нанесли ей чудовищный урон. Мало того, что они уничтожили летный парк, они уничтожили еще и кадровый потенциал.
Наши пилоты гражданской авиации всегда, и к началу девяностых в том числе, заслуженно считались одними из лучших в мире. Когда первая группа гражданских пилотов в 1991 году только приехала в Анголу, работать по контракту с ООН (а я был в ее составе), к нам относились с некоторой настороженностью. До этого гуманитарные миссии обслуживали военные вертолетчики. Но мы лишь немного поработали, и они поняли, что советские, российские пилоты – лучшие. ООНовские генералы не стеснялись нам это говорить открыто. И до сих пор российские гражданские пилоты летают в Африке и в других уголках мира по контрактам с ООН.
– Но сейчас почему-то часто говорят, что пилотов в России не хватает…
– И я скажу почему. В свое время урайский объединенный авиаотряд считался лучшим в СССР. У нас было больше 50 вертолетов. Но вот в начале девяностых оказалось, что и денег нет, и что сами мы не очень-то и нужны.
Мне еще и сорока лет не исполнилось, когда меня отправили на пенсию. И большинство других – тоже. Нам не давали летать – не было заказов. Мы даже в долг работали, вытягивая партнеров. Рассчитывая, что потом помогут и нам. Не получилось.
И это была типичная ситуация для большинства всех авиапредприятий страны.
А потом, когда люди разбрелись, стали приглашать кого угодно – и иностранных пилотов, и тех, кто только на планерах летал, кто даже летное училище не окончил. И тут начались катастрофы и аварии. Все потому, что в гражданскую авиацию пришли недоученные люди. Ведь сама по себе авиатехника, та самая, советская, от «тушек» и до вертолетов, была очень надежной.
И вот сейчас мне бывает стыдно, когда я вижу, как тот же Ми-8 иной раз, поднимаясь в небо, «болтается» там. Мне бывает стыдно, как пассажиру, имеющему представление об авиации. Часто в момент посадки пассажиры аплодируют экипажу. За что? Я бы за такую посадку тройку поставил, ну, может быть, с плюсиком. Надо приземлиться так, чтобы самолет лишь коснулся полосы, а никто в салоне даже не заметил, что он уже на земле.
Вот это мастерство. Я всегда говорил своим ученикам, что именно так надо летать. Что нужно уметь показать себя так, чтобы у пассажиров были основания гордиться – есть у нас такие пилоты.
– Возродить школу и славу российского пилотирования как-то возможно? И что для этого нужно?
– Это возможно. И это нужно сделать. Как? Вспомните призывы и плакаты еще времен ОСОАВИАХИМа: «Ты комсомолец? Садись за штурвал, осваивай планер!». На самом деле рецепт не оригинален: нужно создавать планерные школы по линии ДОСААФ, открывать и поддерживать летные клубы.
Например, в Урае уже более сорока лет существует школа юных летчиков. Она то возобновляет работу, то прекращает, в зависимости от набора детей, которые хотели бы связать свою жизнь с небом.
Поддерживать, естественно, надо авиамодельный, ракетомодельный спорт. Главное –развивать техническое творчество детей, причем, начиная с детского сада. Именно так начинается прямая дорога в профессию.
И, самое главное, именно такая система воспитания будущих профессионалов может стать лучшей гарантией безопасности полетов.
Опубликованных комментариев пока нет.