Сложности с исполнением федерального бюджета в начале года повлияли на субсидирование поставок топлива на внутренний рынок, что отразилось на стоимости бензина и дизтоплива. Однако последующие решения позволили стабилизировать ситуацию.
Об этом заявил депутат Государственной думы, председатель комитета по энергетике Павел Завальный, выступая на брифинге на полях Югорского экономического форума.
– Определенные меры в отношении стабилизации цен на топливо в стране уже приняты. И они дали свой результат. Если проанализировать последние пять лет, то была сформирована так называемая рыночная модель ценообразования, где определены обязательства нефтегазовых компаний продавать определенный процент топлива на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, – отметил Павел Завальный.
Сейчас потребление бензина в России составляет около 40 миллионов тонн в год при производстве 44 миллиона. Потребление солярки – примерно 50 миллионов при производстве 86 миллионов тонн.
– В условиях, когда мы производим значительно больше, чем потребляем, на рынке всегда есть предложение и есть экспортная альтернатива. Но при этом мы субсидируем поставки топлива на внутренний рынок, отменяем таможенные пошлины. Сформированная модель работала устойчиво, и цены, будь то солярка или ГСМ, росли темпами не выше инфляции. Но этот год был особенным. Первая его половина была очень сложной с точки зрения доходной части бюджета в условиях санкций, в том числе по дисконту цен на нефть. Это в моменте привело к снижению нефтегазовых доходов. И даже на фоне роста ненефтегазовых доходов привело к несбалансированности бюджета. Поэтому было принято вынужденное решение по корректировке демпфера, – пояснил депутат Госдумы.
Так, если в 2022 году на субсидирование поставок топлива на внутренний рынок было направлено 2,2 триллиона рублей, то в этом году запланировано всего 1,2 триллиона. А фактически в июле было принято решение ввести коэффициент 0,5, то есть субсидии составят всего 600 миллиардов рублей. Это качнуло рынок в сторону повышения цен. Сказывается и рост налоговой нагрузки, заметил Павел Завальный.
Чтобы наполнить внутренний рынок топлива, было принято решение о запрете экспорта. Это позволило стабилизировать рынок. Каждую неделю проводится заседание штаба под руководством вице-премьера правительства РФ Александра Новака.
– И сегодня рост цен на топливо в рознице, несмотря на то что себестоимость поставок на внутренний рынок даже выше, чем цена реализации, не превысит 7,5 %. Это в пределах ожидаемой инфляции. Были спекулятивные сделки. ФАС сейчас занимается этими нарушениями, в том числе в автономном округе. Но в целом мы ожидаем, что ситуация на рынке стабилизируется. И речь уже идет о том, чтобы вернуть экспорт, прежде всего 92-го бензина, которого сейчас переизбыток, солярки, дав таким образом нефтегазовым компаниям поправить свое финансовое положение. При этом контроль за ценами будет сохраняться. Кроме того, планируется вернуть демпферу коэффициент 1. А в следующем году в рамках налогового маневра выделить необходимые бюджетные средства на субсидии, чтобы сохранить уровень цен в пределах инфляции, – заявил глава думского комитета по энергетике.
Опубликованных комментариев пока нет.